АвтоВАЗ, Волжский автозавод, Тольятти
Комплекс Волжского автозавода мощностью 660 000 автомобилей в год принят в 1973. Параллельно со строительством создавались сотни предприятий комплектующих узлов и материалов. В 1971 было создано Волжское производственное объединение по выпуску легковых автомобилей (ПО «АвтоВАЗ»), тогда же построен первенец – ВАЗ–2101. В 1977 на мировом рынке появился полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Это оригинальная машина – вседорожник, созданный на агрегатах легкового автомобиля. «Нива» получила признание во всем мире, подтвердив возможность ее эксплуатации в любой климатической зоне – от пустынь до арктических широт. В 1982 собран автомобиль ВАЗ-2107. В 1984 начато конвейерное производство семейства «Самара» – переднеприводного автомобиля, в 1988 освоено производство микролитражки ВАЗ-1111 «Ока». Построен автополигон, территория которого составляет около 400 га. В дизайн-центре выросли и обрели признание десятки мастеров-дизайнеров, создавая многочисленные импровизации новых автомобилей «Лада»: «Нива», «Самара», «Ока», «Калина», «Приора» и другой вазовской техники от легковых автомобилей до грузовиков, автобусов, поездов метрополитена, автоприцепов и различных автомобильных аксессуаров. Часть разработок управления гл. конструктора научно-техн. центра нашла применение в дочерних фирмах «АвтоВАЗа», где освоено серийное производство пикапов, фургонов, спортивных, бронированных и др. автомобилей: ВАЗ-21106 (двигатель 2,0 «Опель»), ВАЗ-212180 «Фора» (автомобиль повышенной комфортности с колесной формулой 4х4), ВАЗ-212182 (бронированный автомобиль для инкассаторских нужд), ВАЗ-21109 «Консул» (лимузин), ВАЗ-21108 «Премьер» (представительский автомобиль), ВАЗ-2329 (длиннобазовый пикап с открытой грузовой площадкой), ВАЗ-2131 (пятидверная «Нива»), «Лада-Революшн» и т.д. Развитие «АвтоВАЗа» дало толчок появлению не только целого ряда отраслей промышленности, но и других предприятий автопрома в России и за ее пределами: Украине, Казахстане, Египте и Уругвае. Выпускается более 30 модификаций автомобилей «Лада». С концерном «Дженерал Моторс» в 2002 начата сборка автомобилей повышенной проходимости ВАЗ-2123 («Шевроле-Нива»). В 2004 вышла «Лада-Калина», затем «Приора». В 2011 появилась «Лада-Гранта», в 2013 – «Лада-Калина-2». За 40 лет освоено производство 17 моделей и более 100 их модификаций. Разрабатываются новые проекты совместно с фирмой «Рено» и «Ниссан». До 1983 на «АвтоВАЗ» были направлены более 120 выпускников АТ-факультета. Многие из них стали руководителями крупных подразделений. В. А. Вильчик – президент, ген. директор ОАО «АвтоВАЗ»; А. М. Акоев – нач. управления испытаний; В. Н. Костяков – нач. комплекса испытательных дорог; С. А. Самойлов – гл. конструктор ОАО «БРОНТО»; Н. И. Маляренко – зам. гл. инженера ОАО «АвтоВАЗагрегат»; В. И. Симонов – нач. КБ литейной оснастки опытно-промышленного производства; А. А. Лескин – нач. управления внешней комплектации; Н. И. Савиновский – нач. КБ шасси; Ю. П. Медведев – гл. инженер «АвтоВАЗ-Транс» и др. В. М. Акоев работал первым зам. ген. директора «АвтоВАЗа», директором научно-технического центра и др. Связи факультета с автогигантом на Волге не прерываются и сегодня.
Корпус заводоуправления Волжского автозавода
Корпус заводоуправления Волжского автозавода