АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД
«УРАЛ» – УралАЗ, г. Миасс
Зимой 1941 прямо с колес под открытым небом шел монтаж оборудования, эвакуированного с Московского автозавода имени Сталина. Одновременно возводились производственные корпуса, и уже в марте 1942 начал работать первый цех нового завода, а в апреле собраны первые коробки передач и двигатели. В феврале 1943 создается автомобильное производство, 8 июля 1944 с конвейера сошел первый уральский автомобиль ЗИС-5В. С того времени завод – один из основных поставщиков армейских автомобилей в стране, значительная их доля на автотранспорте и в экспортных поставках. Они используются в армиях многих стран, превосходя по ходовым качествам своих иностранных соперников. В послевоенные годы совершенствуются, создаются новые модели – ЗИС-21А, «Урал ЗИС-355», проводятся работы по модернизации двигателя. Успеху во многом способствует тесный контакт в работе с учеными Челябинского политехнического института – ЧПИ, ЮУрГУ и прежде всего АТ-факультета.
В 1958 освоен выпуск двухосного автомобиля «Урал-355М», который успешно использовался при освоении целины Урала, Сибири и Казахстана, для освоения пустынь Средней Азии, районов Сибири и Крайнего Севера. Для армии требовались специальные мощные автомобили-вездеходы, и в 1961 освоены большегрузные трехосные автомобили повышенной проходимости «Урал-375» с колесной формулой 6x6. Кузницей кадров для Уральского автозавода стал АТ-факультет и его вечернее отделение в Миассе. Более 60 выпускников пришли на завод в первые десятилетия. Среди них: С. И. Антонов, В. В. Косогоров, Р. М. Ахтареев, В. И. Лауконен, В. П. Важенин, С. Л. Слоним. Более 650 работников завода окончили вечернее отделение ЧПИ в Миассе: А. И. Бондарев, Н. С. Дедуров, Л. И. Дедурова, П. С. Макаревич, Л. П. Карпюк, О. И. Безрукова, Н. С. Борисов, В. А. Козак, П. В. Щербаков, А. М. Анисимов и др. В 1977 на Уральском автозаводе налажено производство новой модели – «Урал-4320» с дизельным 8-цилиндровым двигателем. В 1978 на УралАЗе создан конструкторский отдел двигателей, рук. Б. Г. Шапшал. Опытным образцом стал двигатель с воздушным охлаждением. В 1980 изготовлен первый образец автомобиля-самосвала сельскохозяйственного назначения «Урал-5557». Для нефтяников и газовиков Западно-Сибирского региона разработан снегоболотоходный гусеничный транспортер «Урал-5920». Завод выпускает разнообразную гамму автомобилей «Урал» с колесной формулой 4x4, 6x6, 8x8 для перевозки грузов, людей и выполнения спец. работ. Базовой моделью является «Урал-4320-31» с двигателем ЯМЗ-238М2 грузоподъемностью до 8 т. На базе этой модели созданы различные модификации: «Урал-43202-0351-31» бортовой грузоподъемности 9 т; «Урал4320-0911-30» с удлиненной базой (11 т); «Урал-55571-30» – самосвал с задней разгрузкой (11 т); «Урал-44202-31» – седельный тягач для буксировки полуприцепов (20 т); «Урал-43206» с колесной формулой 4x4 (5 т). Малыми сериями выпускается автомобиль-тягач «Урал-5323-20» с колесной формулой 8x8 грузоподъемностью 10 т. Автомобиль-тягач оснащен мощным дизелем с турбонаддувом ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с. «Уралы» приспособлены для эксплуатации при температурах от минус до плюс 50 °С. Высокой проходимости автомобиля способствуют шины с регулируемым с места водителя давлением воздуха, особая конструкция ведущих мостов, мощный дизельный двигатель, система герметизации агрегатов автомобиля, лебедка. На шасси автомобилей «Урал» изготавливаются вахтовые автобусы, подъемные краны, панелевозы, автотопливозаправщики, цистерны для перевозки воды, машины для коммунального хозяйства, ремонтные мастерские, а также гамма спецтехники для нефтегазового и лесопромышленного комплексов, Министерства обороны страны. В 1994 создано АО «УралАЗпожтехника», выпускающее пожарные автомобили различных модификаций для бездорожья.
В 1995 создано АОЗТ «УралАЗспецтехника» с производством специализированной техники для лесопромышленного и газового комплексов. Завод занимается разработкой и производством автомобилей для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием. Специалисты завода сформировали полную модельную гамму автомобильной техники данного типа. В ее состав вошли автомобили с колесными формулами 4x2, 6x4, 8x4. В настоящее время выпускаются: внедорожные автомобили «Урал» тяжелого класса, автомобили дорожной гаммы, вахтовые автобусы, спецтехника. Наиболее востребованы: автомобиль-самосвал «Урал-6370» грузоподъемностью 20,4 т; внедорожные грузовики «Урал-4320-58/59»; автомобиль-самосвал «Урал-6563» дорожной гаммы грузоподъемностью до 25 т; автомобиль-самосвал «Урал-63685» дорожной гаммы грузоподъемностью до 20 т; седельный тягач «Урал-6470» дорожной гаммы, позволяющий эксплуатировать автопоезд полной массой до 50 т; классический внедорожный полноприводный автомобиль «Урал-4320» с колесной формулой 6х6; полноприводный седельный тягач «Урал-44202»; вахтовые автобусы различных модификаций на базе полноприводных шасси автомобилей; грузопассажирские вахтовые автобусы различных модификаций. В 2012 автозавод представил перспективные продукты: автомобили сельскохозяйственного назначения грузоподъемностью 5–6 т на шасси «Урал-432065» со сменными технологическими адаптерами, а также трехосный бортовой автомобиль «Урал-5390». Для силовых структур создан «Урал-63905» («Тайфун»), броня которого выдерживает подрыв 8 кг тротила.
Для завода АТ-факультет подготовил более 300 инженеров. В их числе В. X. Корман – ген. директор ОАО «Автомобильный завод «Урал»; А. А. Романченко в 1970–1995 – гл. конструктор УГК УралАЗа; А. А. Ведерников на этой должности был в 1996 – 2002. В настоящее время только в УГК работают выпускники АТ-факультета: О. Р. Якупов – зам. ген. директора; В. П. Ашихмин – зам. по сертификации; Н. И. Варкентин – зам. по технической документации; В. Н. Каркавин – зам. по двигателям; В. А. Смирнов – зам. по агрегатам; С. А. Клепов – нач. экспериментально-исследовательского управления; В. Г. Челноков – рук. аккредитованного испытательного центра; нач. отдела А. В. Соколов и ген. директор В. С. Кадылкин.

Автомобиль «Урал-63674»

Автомобиль «Урал-43206-41»

Автомобиль «Урал-63674»

Автомобиль «Урал-43206-41»