Так выглядел политехнический институт в 1953 году.
Более десятилетия «квартировал» он в школьном здании
на улице Тимирязева (сегодня здесь лицей № 11)
АВТОТРАКТОРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Автотракторный факультет, как и Южно-Уральский гос. университет, имеет свою предысторию. В августе 1942 в канун битвы на Волге из Сталинграда в Челябинск был эвакуирован Сталинградский механический институт (СМИ) с преподавателями и студентами разных курсов. Вуз разместили недалеко от вокзала в двухэтажном здании (ул. Свободы, 173). Летом 1943 на первый курс СМИ было принято 57 студентов, фактически это был первый набор нового челябинского института. СМИ осенью этого года вернулся в Сталинград. В Челябинске остались в основном первокурсники, некоторые студенты старших курсов, связанные дипломным проектированием и работой на Кировском танковом заводе (ЧТЗ военных лет).
Из сталинградцев в Челябинске остались профессора В. А. Добровольский, А. Н. Рабинович, И. И. Чернобыльский, Г. С. Нессельштраус, Г. М. Городецкий и Е. И. Милославский, доценты П. А. Гришин, Н. С. Двораковский – преподавательский костяк нового института. Идея об организации в Челябинске нового вуза появилась на Кировском заводе и в Наркомате танкостроения, который тогда находился в Челябинске, а его руководство входило в заводское. 2 ноября 1943 зам. председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенский подписал Постановление СНК «О мероприятиях по улучшению подготовки инженерно-техн. кадров для предприятий танковой промышленности», где в первых строках было записано:
«1. Разрешить Наркомтанкопрому:
а) организовать в 1943 году Челябинский механико-машиностроительный институт с размещением его в г. Челябинске в помещениях, занимаемых в настоящее время Сталинградским механическим институтом».
Именно рук. Кировского завода и Наркомтанкопрома являются учредителями и организаторами ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ, как и в том, что начинался он с АТ-факультета, тогда Танкового, и его сердцевины – танковой кафедры, сейчас «Колесные, гусеничные машины и автомобили» – «КГМ и А». Последовал приказ начальника Главного управления учебных заведений Танкопрома – об оставлении для работы в новом институте сталинградцев. В последующих документах он именуется уже Челябинский механико-машиностроительный институт. 15 декабря 1943. Приказ № 1. На должность директора Челябинского механико-машиностроительного института (ЧММИ) Наркомата танковой промышленности назначен к.т.н., доцент П. А. Гришин. Первым деканом в мае 1944 был назначен проф., зав. кафедрой «Электротехника и электрооборудование» Г. М. Городецкий; 1 августа 1944 – доцент Г. И. Булычев, зав. кафедрой «Горячая обработка металлов»; 8 мая 1945 – доцент, к.т.н. А. И. Клочков, зав. кафедрой химии; 5 ноября 1947 – доцент, к.т.н М. А. Гутнер; в 1949 – доцент, к.т.н. М. Л. Цепушелова, зав. кафедрой теоретической механики.
В 1944 Танковый стал факультетом «Колесные и гусеничные машины» (КГМ). Согласно приказу Министра высшего образования СССР от 14 октября 1947, новое название – факультет «Автотракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение» (АТС), выпускающие специальности: 1) танко- и тракторостроение; 2) сельскохозяйственное машиностроение; 3) двигатели внутреннего сгорания; 4) автомобили (автомобилестроение, автомобильное хозяйство). В 1949 появилось современное название – Автотракторный (АТ) факультет. Следует сказать, что в структуру АТ-факультета входили общенаучные, социально-экономические и общетехн. кафедры: высшей математики, начертательной геометрии, теоретической механики, деталей машин, электротехники, основ марксизма-ленинизма, политэкономии.
23 октября 1945 был утвержден Ученый совет ЧММИ, в его составе: генерал-майор инженерно-танковой службы, директор Кировского танкового завода И. М. Зальцман; генерал-майор инженерно-танковой службы, гл. конструктор Кировского завода Н. Л. Духов; генерал-лейтенант инженерно-танковой службы, директор и гл. конструктор завода № 100 Ж. Я. Котин; директор завода № 200 В. С. Ниценко.
В декабре 1943 был проведен первый набор студентов и переоформление старшекурсников-сталинградцев в ЧММИ. Поступали на первый курс по специальностям: танкостроение, ДВС и технология производства танков, которые стали основой для формирования Танкового (Автотракторного) и Технологического (Механико-технологического) факультетов. Первые два месяца студенты занимались в здании железнодорожного техникума, окончание первого семестра проходило уже в школе № 48 (Тракторозаводский район, Комсомольская площадь). В 1945/46 учебном году ЧММИ переехал на ул. Тимирязева в школу № 11 (лицей). Самой многопрофильной на факультете была кафедра «Автомобили и тракторы», которой по совместительству рук. проф. М. П. Сергеев из ЧИМЭСХа, где готовили инженеров по специальностям: «Автомобили и тракторы», «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Сельхозмашиностроение». В мае 1949 студенты из «семерки» (Т7), единственные на АТ-факультете, получили дипломы инженера-механика по сельхозмашиностроению. Один из лучших в выпуске, Лев Анискин, поступил в аспирантуру головного автомобильного и автомоторного научно-исследовательского института страны – НАМИ в Москве. При кафедре «Автомобили и тракторы» была открыта аспирантура, которой рук. проф. М. П. Сергеев. Первыми аспирантами были офицер-фронтовик А. Ф. Кармадонов и кировец Б. Н. Пинигин. На факультете не хватало преподавателей. Из 85, положенных по штату, на постоянной основе работали только 48. Среди совместителей – 6 из других вузов и 51 с заводов, в основном с базового завода – ЧТЗ. По совместительству занятия вели многие инженеры Кировского завода (ЧТЗ) и преподаватели ЧИМЭСХа. Помимо проф. М. П. Сергеева лекции читали проф. Н. Ф. Кунин (физика), доцент Е. М. Харитончик. С ЧТЗ на факультете преподавали М. Ф. Балжи (танки), Цупко (гидравлика), Алексеев (детали машин), Башкин (ДВС). Были и фронтовики – Шабанов (подъемно-транспортные машины), А. Ф. Кармадонов (электрооборудование) и др. Специальность «Сельхозмашиностроение» вели проф. Калганов (устройство сельхозмашин), доценты Тверской (теория сельхозмашин) и Ясинский (агротехника). Новый вуз стремительно рос уже в первые годы. Так, на вечернем отделении в 1946/47 учебном году училось уже 106 человек. В 1951 организован ЧПИ. Предполагалось создать новый вуз на базе двух челябинских – механико-машиностроительного и механизации и электрификации сельского хозяйства. Однако было принято решение о сохранении ЧИМЭСХа как самостоятельного высшего учебного заведения. Для строительства учебных корпусов нового института, общежитий и других вузовских зданий было создано управление «Челябвузстрой». Во время набора 1951 на АТ-факультете были скомплектованы три группы энергетиков. Год студенты этих групп изучали общетехн. дисциплины, а в следующем – стали костяком нового факультета, был организован Энергетический факультет. В 1952 студенты АТ вместе со строителями закладывали фундамент первого здания ЧПИ. Первым зданием был Теплотехнический корпус с выходом на улицу Коммуны. В единственной в то время поточной аудитории в праздники проводили торжества и соревнования. Это была поистине историческая 103–106 аудитория АТ-факультета. В боковом пристрое находились танковый бокс, автобоксы, учебные мастерские эксплуатационников. Сегодня обновленный и выросший пристрой полностью занимает кафедра «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей». Перестроенная через 10 лет ауд. 103 была разделена, здесь была организована лаборатория «ДВС». В 1953 состоялся первый выпуск студентов вечернего отделения. Среди тех, кто успешно защитил дипломные проекты, были А. Н. Гисс, Д. Г. Жукова, Л. А. Федорова, П. Г. Лукин, Д. И. Диркс, Н. В. Захаров и др.
В 1956 сдали левое крыло главного корпуса ЧПИ. Среди новоселов был и АТ-факультет. Вскоре началось строительство правого крыла главного корпуса.
В 1960/61 учебном году было полностью введено здание главного учебного корпуса. К сожалению, по решению правительства запретили строить корпус до проектной высоты. «Отрезанные» верхние этажи, увенчанные шпилем, были достроены лишь в 2003. Здание тогда стало самым высоким в городе. В 1962 ЧПИ получил право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Первыми «своими» к.т.н. стали В. Н. Петров, Е. Ф. Кичигин и В. П. Новоселов. В этом же году на Ученом совете первым «своим» д.т.н. стал М. Ф. Балжи. В 1965 закончено строительство второго – Южного корпуса. Сюда переехал АТ-факультет. Среди тех, кто много сделал для становления ЧПИ, немало и «атешников»: В. П. Новоселов (секретарь партийной организации института, декан механико-технологического факультета); Л. Г. Анискин (17 лет был деканом АТ-факультета, возглавлял партком института, зав. кафедрой «АТ»); проф. Н. И. Гриненко был деканом факультета «Двигатели, приборы и автоматы» (ныне Аэрокосмический факультет), зав. кафедрой «Летательные аппараты», был проректором института по научной работе. Много лет факультет ДПА возглавлял В. И. Есин. В. А. Путин был нач. хозяйственного управления, проректором по вечернему и заочному обучению.
АТ-факультет долгие десятилетия составляли 7 кафедр, в новом веке их число сократилось до пяти. Первая «Танковая» организована в 1943 вместе с Танковым факультетом, которая потом стала «КГМ», «Гусеничные машины». В 1992 начата подготовка по специальности «Подъемно-транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование». В 1996 при разоружении страны кафедра была закрыта. Студенты обучались на кафедре «Автомобили». В конце 2002 кафедра была возрождена как «Специальные и дорожно-строительные машины», затем «КГМ». С 2012 действует объединенная с кафедрой «Автомобили» кафедра «КГМ и А». Выпускает инженеров по двум специальностям: «Транспортные средства спец. назначения», «Наземные транспортно-технологические средства», бакалавров и магистров по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы».
Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» («ДВС») была образована в 1943. Выпускала инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». С 2011 на кафедре ведется подготовка бакалавров и магистров по направлению «Энергетическое машиностроение».
Кафедра «Автомобили» организована в 1943. До объединения с КГМ кафедра выпускала инженеров по специальности «Автомобиле- и тракторостроение», затем с 2012 «Наземные транспортно-технологические средства», а также бакалавров и магистров – «Наземные транспортно-технологические комплексы».
Кафедра «Электротехника» организована в 1944. В 1950-х гг. была переведена на Энергетический, затем на Приборостроительный факультет. В 1988 кафедра стала выпускающей по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» и перешла на АТ. В 2007 кафедра вновь переведена на Энергетический факультет, специальность – на Приборостроительный.
В 2011 на факультете организована кафедра «Электрооборудование и электронные системы автомобилей и тракторов». Специальность была возвращена с ПС-факультета на АТ, на вновь образованную кафедру. С 2011 кафедра готовит бакалавров и магистров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» с профилизацией по названию кафедры.
Кафедра «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей» образована в 1958 как «Автомобильный транспорт», с 2010 имеет современное название. Готовила инженеров по специальности «Автомобильный транспорт», затем «Автомобили и автомобильное хозяйство». С 2012 выпускает бакалавров и магистров по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».
Кафедра «Гидравлика и гидропневмосистемы» основана в 1959. Вначале гидравлики входили в состав кафедры «ДВС». В конце 1956 гидравлики и теплотехники выделились в самостоятельную кафедру, а в 1959 разделились и обосновались на факультетах ДПА и Энергетическом. В 1970 кафедра стала выпускающей. В 1975 переведена на АТ-факультет. В 2003 кафедра вновь переведена на Аэрокосмический факультет.
Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта» образована в 1979. Кафедра начала с подготовки инженеров по ведущей специальности, а с 1997 – и по организации дорожного движения, а затем инженеров-менеджеров по организации перевозок и управления на транспорте. С 2011 кафедра выпускает бакалавров и магистров по направлению «Технология транспортных процессов».
Автотракторный факультет в 2013 – это около 1100 студентов-дневников, из них около 200 бакалавров и 70 магистров. Магистратура открыта на всех кафедрах. В аспирантуре обучается 48 аспирантов. На 5 выпускающих кафедрах работают более 100 преподавателей и сотрудников, включая 17 профессоров, 15 д.т.н., 45 доцентов, к.т.н.
В 2002 открыт докторский диссертационный совет по трем базовым для факультета специальностям: «Колесные и гусеничные машины», «Тепловые двигатели», «Машиноведение, системы приводов и детали машин», в который входят 11 профессоров факультета.
История факультета отражена в книгах: «Мы с Автотракторного факультета» (2003), «Конструктор Н. Л. Духов и его школа» (2004), «Конструктор танковых дизелей И. Я. Трашутин. Уральская школа двигателестроения» (2006), две первые из них отмечены Ассоциацией книгоиздателей России как «Лучшая книга года» (2004, 2005). В 2008 к 65-летию факультета вышло второе издание книги «Мы с Автотракторного факультета». Над книгами работали В. А. Путин, А. П. Моисеев, В. Н. Бондарь, Б. А. Шароглазов, Ю. В. Рождественский.
В 2003 создан Попечительский совет во главе с вице-мэром Челябинска В. Г. Алейниковым, исполнительный директор В. Г. Хужин. В него вошли выпускники АТ-факультета, рук. крупнейших предприятий: ЧТЗ, АВТОВАЗа, УралАЗа, Челябинского механического завода, ЧКПЗ и др.
Научный потенциал сотрудников кафедр позволяет выполнить фундаментальные и прикладные исследования по международным грантам, грантам Минобрнауки РФ, Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Минпромторга РФ, правительства Челябинской области, вести НИР с предприятиями. Укрепляются международные связи с Австрией, Германией, Израилем.
На АТ-факультете во все времена кипела общественная жизнь, которая не только сплачивает «атешников» в делах, полезных для факультета, института и страны, но и является хорошей школой организации и руководства. В разное время АТ лидировал в движении стройотрядов, спорте, художественной самодеятельности. В спартакиаде ЮУрГУ по 22 видам спорта АТ-факультет традиционно занимает общее 3–4-е место, призовые места по хоккею, спортивному ориентированию, кикбоксингу, тяжелой атлетике, боксу, футболу, дзюдо, гиревому спорту. Развивается автоспорт, факультет организует различные соревнования, авторалли. Студенты активно занимаются творчеством, создаются команды КВН, ансамбли, с 1955 существует мужской хор – лауреат многих конкурсов.
С октября 2000 факультет возглавляет проф., д.т.н. Ю. В. Рождественский. В состав деканата сегодня входят: зам. декана по учебной работе доценты и к.т.н. С. И. Черепанов и В. В. Окольников; по научной и научно-исследовательской работе студентов доцент, к.т.н. И. Г. Леванов, по спортивной работе Л. В. Смирнова, по внеучебной работе Л. Н. Костромитина, которой помогает С. А. Анкудинов, диспетчер Н. Ю. Долгушина, секретарь Г. С. Бычкова.
Факультет хранит и множит славные традиции подготовки специалистов и остается настоящей кузницей инженерных кадров, одним из передовых центров образования страны.
Одна из первых групп факультета. 1948 г. Здесь они уже дипломники.
1-й ряд (слева направо): Т. Капитанова, Б. Пинигин, Т. Королёва, М. Катаев;
2-й ряд: И. Паршина, М. Карелина, В. Ребров, С. Вайтенбаум,
В. Вертошкина, И. Коробейникова; 3-й ряд: Н. Бовенко, Н. Колотушкин
Личное дело одного из первых деканов факультета М. А. Гутнера