Боевая машина пехоты – БМП
Идея создания боевой машины пехоты, в которой пехотное отделение могло наступать на обороняющегося противника под защитой, используя свое стрелковое оружие, и при этом быть защищенным от пуль и осколков, а при необходимости наступать в пешем порядке, с огневой поддержкой оружия боевой машины, сформировалась в 1960 гг. К реализации этой идеи было подключено большое количество НИИ и КБ на конкурсной основе. Эта машина была принята для проектирования в СКБ-2 на ЧТЗ под индексом «БМП-1». Для развертывания ее крупносерийного производства в качестве основного завода-изготовителя был выбран Курганский машиностроительный завод. Это была первая машина такого класса в мире. БМП-1 была принята на вооружение армиями многих стран. Благодаря своей уникальности, она все еще находится на вооружении Российской армии и армий зарубежных стран. Более современные БМП-2 и БМП-3 имеют большие возможности по всем параметрам, применительно к боевым действиям на местности. Все машины гусеничные, авиатранспортабельные, плавающие. На базе БМП-3 созданы: командирская боевая машина пехоты БМП-3К, боевая машина морской пехоты БМП-3Ф, ремонтно-эксплуатационная машина БРЭМЛ, тягачи, гаубица, противотанковый комплекс. Идет работа над созданием БМП следующего поколения, которое отличает более мощное вооружение, высокая защищенность, улучшенные условия для экипажа. БМП показали себя и в жаркой Аравийской пустыне, и на холодном Севере. КМЗ является одним из ведущих спецэкспортеров военной техники в мире.
БМП-1 (1961) вооружена пушкой (калибра 73 мм), пулеметом (калибра 7,62 мм) и ПТУР «Малютка», защищена и от радиоактивности. Боевой вес – 12,6 т, экипаж (десант) – 2 (8) чел., мощность двигателя – 300 л. с., максимальная скорость – 65 км/ч, запас хода – 600 км, скорость на плаву – до 8 км/час. С 1975 документация на БМП-1 передана КМЗ. В 1960 гг. был разработан ряд модификаций: БМП-1К, БМП-1КШ командно-штабные машины; ПРП-3, ПРП-4 подвижные разведывательные пункты оснащены радиостанциями Р-123М, Р-111 и навигационной аппаратурой ГПК-59. Боевая машина пехоты – «объект 769» (1973). Масса – 13,8 т, экипаж (десант) – 3 (7) чел., пушка, калибр – 30 мм, пулемет – 2 шт. (калибр – 7,62 мм), ПТУР «Конкурс» – 4 шт., мощность двигателя – 300 л. с., максимальная скорость – 65 км/ч, скорость на плаву – до 7 км/час. Опытные образцы переданы КМЗ и легли в основу создания БМП-2.
Рук. разработкой БМП И. С. Кавьяров, в 1955–1977 зам. гл. конструктора, а затем гл. и ген. конструктор ЧТЗ. Разрабатывал БМП-1 гл. конструктор СКБ-2 П. П. Исаков, с его участием создавалось семейство боевых машин пехоты в разных модификациях. Он был отмечен Ленинской премией, как и нач. КБ Г. С. Яковлев. Был награжден большой коллектив конструкторов, в их числе выпускники АТ: В. Л. Вершинский, В. П. Сарайкин, К. Е. Дындиков и др. На КМЗ в КБ было переведено значительное число конструкторов СКБ-2 ЧТЗ. Инженерный состав КМЗ пополнялся выпускниками АТ-факультета. В числе рук. КМЗ: В. А. Печенкин, А. Я. Федоров, В. П. Подунов; ведущие конструкторы А. В. Комаров, В. Г. Мелехин и др. На базе СКБ-2 и КБ КМЗ были разработаны и освоены серийно инженерные машины Рубцовского машзавода на Алтае.