БАЛЖИ Михаил Фёдорович
(19.08.1908, с. Боевое Юзовского уезда Екатеринославской губ., ныне Донецкая обл., Украина – 14.09.1970, г. Челябинск)
Д.т.н. (1965), проф. (1965), лауреат Государственной премии CCCP (1946). В 1927 окончил Mapиyпoльcкyю профтехшколу, в 1936 – Харьковский механико-машиностроительный институт. С 1931 по 1935 – ст. инженер-конструктор Харьковского тракторного завода. С 1935 – инженер-механик на производстве тракторов «Сталинец» С-60 и артиллерийского тягача С-2 на ЧТЗ. С 1937 по 1938 – рук. конструкторской группы трансмиссий и шасси в конструкторском бюро. С 1940 по 1941 – зам. гл. конструктора спец. конструкторского бюро-3 танкового отдела. С 1941 по 1943 – ст. инженер по новым танкам. С 1943 – зам. гл. конструктора завода. С 1947 по 1952 – гл. конструктор специального конструкторского бюро. В годы войны, работая под рук. Ж. Я. Котина и Н. Л. Духова, принимал непосредственное участие в создании и постановке на серийное производство 13 моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Ему принадлежит идея создания нового танка ИС-3 («Победа»), установленного на постамент как памятник танкоградцам-танкостроителям на Комсомольской площади в Челябинске. Под его рук. впервые в практике танкостроения была применена дифференцированная форма брони, которая в 2,5–3 раза повышала противоснарядную стойкость машины; измененная компоновка агрегатов машины сделала танк короче и ниже, что снижало его уязвимость. В послевоенные годы в составе опытно-конструкторской группы проектировал тракторы «Сталинец-65» (С-65), С-80; занимался разработкой и внедрением в серийное производство артиллерийского тягача АТС-2, тяжелого танка ИС-4 тяжелого танка Т-10, плавающего танка ПТ-76. В 1948 был председателем ГЭК ЧММИ. С 1949 по совместительству преподавал в институте, с 1950 – зав. кафедрой «Гусеничные машины». С 1956 по 1961 и с 1965 по 1970 – декан Автотракторного факультета. Звание доц. получил в 1952. Под его научным рук. защищены 3 докторские и 13 кандидатских диссертаций. Опубликовал 156 научных работ. Автор 4 изобретений, внедренных в производство. Награжден орденами Отечественной войны I и II степ. (1944, 1945), Трудового Красного Знамени (1944), Красной Звезды (1943), шестью медалями и нагрудным значком Минвуза СССР «За отличные успехи в работе» (1970).
Соч. М. Ф. Балжи. Многоцелевые гусеничные и колесные машины: актуальные проблемы и пути их решения. К 100-летию со дня рождения М. Ф. Балжи. Челябинск: ЮУрГУ, 2008.
Сборник состоит из материалов Международной конференции, (16–17 октября 2008), посвященной 100-летию со дня рождения М. Ф. Балжи, составлен коллективом кафедры «Специальные и дорожно-строительные машины». Редакционная коллегия: Ю. В. Рождественский, В. Н. Бондарь, В. А. Козьминых. Сборник посвящен конструкторской, научной и учебной деятельности М. Ф. Балжи. Сборник составили 32 статьи-выступления участников конференции из различных городов России и ближнего зарубежья.