ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД – ЧМЗ
История Челябинского механического завода началась 21 января 1942. Тогда в Челябинске в невероятно сложных условиях военного времени начинает разворачиваться котельно-механический завод, эвакуированный из Харькова. Место для него нашли на площадке Челябинской ТЭЦ-1.
Первоначально ЧМЗ был ориентирован на выпуск продукции для энергетиков. Это были котлы и др. нестандартное оборудование для тепловых электростанций. За трудовые успехи в годы войны коллектив завода был награжден Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны СССР.
В 1946 предприятие было включено в состав Министерства энергетики и электрификации СССР. В стране начинается восстановление народного хозяйства, поэтому Челябинской механический завод переводится на выпуск грузоподъемной техники. В том же году из ворот предприятия выезжает первый автокран К-32 грузоподъемностью 3 т, смонтированный на шасси ЗиС-5. Всего было выпущено 1500 таких машин. Следующим этапом развития предприятия становится производство железнодорожных кранов ДЖ-10, ДЖ-15 и ПЖ-25 с паровым приводом и гусеничных кранов ПК-3.
В 1956 выпускается первый гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-20. Уже через несколько лет ДЭКи – краны, которые по своим характеристикам ни в чем не уступали зарубежным аналогам, станут визитной карточкой ЧМЗ.
В СССР было сложно найти стройку, на которой бы не работали краны Челябинского механического завода. Они трудились на возведении крупнейших энергетических объектов – Братской, Саяно-Шушенской, Нурекской гидроэлектростанций, Ленинградской, Чернобыльской и Запорожской атомных станций. На строительстве Камского автозавода, например, было задействовано 300 кранов производства ЧМЗ. ДЭКи можно было встретить в любом уголке огромной страны – от Средней Азии до Крайнего Севера.
В советские времена ЧМЗ делал в год 365 гусеничных кранов. Примерно 40 % выпускаемой продукции поставлялось за границу. Так, в период 1980–1990-х гг. краны Челябинского механического завода эксплуатировались более чем в 40 странах мира. Чтобы расширить возможности предприятия на рынке, на заводе в конце 90-х гг. решили вернуться к производству автомобильных кранов. И в 1999 на ЧМЗ было освоено производство автокранов КС-45721 «Челябинец» на шасси полноприводных автомобилей «Урал» и«КамАЗ».
С начала 2000-х гг. руководство ЧМЗ приступило к целенаправленному решению задач по достижению лучших конкурентных качеств линейки автомобильных и гусеничных кранов. Прежде всего, на заводе удалось собрать очень сильную команду инженеров-конструкторов. Параллельно на заводе ведется техн. перевооружение. Была принята программа модернизации и реструктуризации предприятия, направленная на значительное снижение издержек. В рамках ее реализации внедряются элементы бережливого производства. Приобретены лазерный комплекс швейцарской фирмы «Bystronic» для контурной и точной резки металла, внедрен комплекс станков с ЧПУ фирмы HAAS. Это позволило заводу обеспечить высокое качество продукции и ее конкурентоспособность. В конце 2007 предприятие сертифицировало систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 применительно к проектированию, производству, поставке и обслуживанию автомобильных, гусеничных и специальных кранов Челябинец.
В 2010 модернизирована линейка автомобильных кранов. В сентябре 2011 была представлена новинка года – кран-снегоболотоход КС-55733Б «Челябинец» грузоподъемностью 32 т на шасси КМП (8х8) в соответствии с техн. требованиями транспортных предприятий ОАО «Газпром». Кран идеально приспособлен к передвижению и выполнению грузоподъемных работ в условиях абсолютного бездорожья, снежной целины, сыпучих песков и тундры без нанесения невосполнимого ущерба растительному покрову. Экспертный совет из представителей нефтегазовой отрасли отметил новинку в номинации «Современное транспортное оборудование, услуги и технологии для нефтегазовой промышленности», присудив 1-е место.
В юбилейный для завода 2012 (70 лет) усилия специалистов конструкторских, производственных, сбытовых и маркетинговых структур предприятия были направлены на создание новых кранов «Челябинец»: автомобильный кран КС-55732 с 4-секционной стрелой длиной 28,1 м, ДЭК-323, ДЭК-361, ДЭК-401.
Автомобильные и гусеничные краны Челябинского механического завода участвовали в 2010–2011 в строительстве монорельсовой дороги в г. Сочи, возведении первой очереди Белорусской АЭС, нового блока Ленинградской АЭС, объектов дорожной революции в Челябинске и др.
На сегодняшний день предприятие успешно развивается, что является результатом внедрения современных технологий, разработки новых кранов и отличной работы высококвалифицированных руководителей и специалистов.
Несколько поколений выпускников АТ-факультета способствуют развитию завода. Среди них руководители предприятия Ю. П. Вагин и П. Ю. Вагин; гл. конструктор А. К. Пересков; руководители конструкторских служб: М. А. Михайловский, В. В. Горяинов, О. Г. Ситников; руководители производственных подразделений и инженеры К. А. Макаренко, П. В. Никитин, Я. Л. Двойнова и др.
Челябинский механический завод. КС-65711
Челябинский механический завод. КС-65711