ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД. ЧТЗ-Уралтрак
Челябинский тракторный завод – ЧТЗ был введен в строй 1 июня 1933. На нем производились гусеничные тракторы С-60 с лигроиновым двигателем мощностью 60 л. с. С 1937 их заменили более экономичные тракторы С-65 с дизельным двигателем мощностью 65 л.с. В начале войны ЧТЗ и эвакуированные Ленинградский Кировский и Харьковский дизель-моторные заводы были преобразованы в Челябинский Кировский танковый завод, который народ назвал Танкоград, так он и вошел в историю ВОВ. В короткие сроки было разработано, налажено и освоено поточное производство тяжелых танков КВ, ИС и средних танков Т-34. За годы ВОВ завод стал крупным танкостроительным предприятием, на котором было организовано производство 13 моделей бронетанковой техники и самоходных артиллерийских установок – САУ на базе танков КВ, ИС и Т-34. Было выпущено 18 тыс. танков и артиллерийских самоходов; 48,5 тыс. танковых дизелей. В годы войны заводу 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, 2 из которых было передано на вечное хранение. Завод был награжден орденами Красной Звезды (1944), Кутузова I степ. (1945), также были награждены орденами Ленина Опытный завод (1944) и спец. конструкторское бюро СКБ (1945). После войны было восстановлено производство гусеничных тракторов С-80 (1946) и С-100 (1958). В 1961 был поставлен на производство первый в мире дизель-электрический трактор ДЭТ-250, отмеченный Золотой медалью ВДНХ. В 1963 освоено производство трактора Т-100М с новым дизельным двигателем Д-108, который на международных выставках отмечался самыми высокими наградами. В 1971 ЧТЗ был награжден орденом Ленина. На его базе организовано производственное объединение «ЧТЗ им. В. И. Ленина», тогда же была начата коренная реконструкция и техн. перевооружение производства для выпуска новых тракторов Т-130. В 1984 выпущен миллионный трактор, а в 1988 завод достиг максимального объема производства тракторов (31 500 машин в год). В 1985 на ЧТЗ создан сверхмощный трактор Т-800, ставший базовой моделью нового класса гусеничных машин. Производственное объединение «ЧТЗ им. В. И. Ленина» в 1992 было преобразовано в акционерное общество «Уралтрак», в 1996 – в ОАО «Челябинский тракторный завод». В условиях новой экономической политики в 1990-е гг. объемы производства тракторов десятикратно снизились, производство бронетанковой техники было полностью прекращено. В феврале 1998 предприятие было признано банкротом с введением конкурсного управления. Новая команда менеджеров в этих условиях сумела возобновить серийное производство тракторов и инженерных машин различного назначения. 14 февраля 2000 на базе ОАО «Челябинский тракторный завод» учредителями было создано ОАО, затем ООО «ЧТЗ-Уралтрак». В настоящее время ООО «ЧТЗ-Уралтрак» вошло в холдинг «Уралвагонзавод» и является крупнейшей в стране машиностроительной фирмой по разработке и производству тракторной техники, располагающей мощным технологическим и производственным потенциалом. Выпускаются тракторы типа Т10М, Т10М2, Т11 (тяговый класс 10), Т12, Т14 (тяговый класс 15); бульдозеры Б10М , Б11 , Б12, Б14 (тяговый класс 10-15); тяжелые бульдозеры ДЭТ-400 (тяговый класс 25); трубоукладчики ТР12 и ТР20 грузоподъемностью 12,5 и 20 т); колесные фронтальные погрузчики: ПК-30 (грузоподъемностью 3 т), ПК-46 (грузоподъемностью 4,6 т) и ПК-65 (грузоподъемностью 6,5 тонн); дизельные двигатели мощностью до 1350 л.с. и др. техника. В 2007 ген. директору предприятия ООО «ЧТЗ-Уралтрак», выпускнику АТ-факультета В. М. Платонову за успехи в эффективном внедрении передовых технологий вручена престижная международная награда Американо-Российской торгово-промышленной палаты «Золотая Галактика». На предприятии работали и работают несколько поколений выпускников АТ-факультета, около 1000 инженеров. Руководители предприятия последних лет: В. М. Платонов, М. Ш. Ахметжанов, В. С. Поздеев, Х. Х. Мингазов, В. Е. Иванов, В. И. Костюченко, А. И. Кожевин, Г. И. Касаткин, Е. П. Фрейнкин, В. И. Дубовик, В. И. Плаксин и др.
Лит. Изделия ЧТЗ. 1933–2003. Вершинский В. П., Карпов В. А., Ласюченко В. Я., Магало Б. Л. / Чел., 2003.
Книга-альбом тракторов, инженерных машин, бронетанковой техники, двигателей и др. изделий ЧТЗ. Война превратила ЧТЗ в Кировский танковый завод, где и выпускались тяжелые, средние танки и самоходные артустановки. Танки разрабатывались и выпускались после войны, как и АТС (арттягач средний) и БМП (боевая машина пехоты). Трактор С-80 пошел с конвейера в начале 1946. С этого времени здесь было разработано и выпускалось более 10-ти моделей тракторов, в т.ч. единственный в своем роде в мире ДЭТ-250. Особая глава в истории ЧТЗ – разработка двигателей, прежде всего «транспортных дизелей» – мощных дизелей для танков и др. боевой техники. До сих пор предприятие – мировой лидер по из разработке и производству. В книге-альбоме представлено около 150 иллюстрированных изделий ЧТЗ, техн. данные, начиная с первого в стране гусеничного трактора С-60.
Открытие выставки ЧТЗ-Уралтрака в саду Победы
Открытие выставки ЧТЗ-Уралтрака в саду Победы