Диагностика автомобилей,
стенды диагностики
Большой вклад сделала кафедра «Автомобильный транспорт» в развитие диагностики автомобилей как техн. науки в масштабах всей страны. В конце 1960-х гг. в Челябинске вышла книга преподавателя кафедры И. Н. Аринина в соавторстве с М. П. Сергеевым «Комплексный контроль техн. состояния автомобилей», в которой излагались основные принципы проектирования роликовых диагностических стендов. Первый полнокомплектный стенд разработан в 1969. При поддержке кафедры и при содействии выпускника АТ-факультета, директора автохозяйства в г. Челябинске В. Е. Гулаевского первый стенд был смонтирован в челябинском автобусном парке № 2. Одновременно посты и линии диагностики автомобилей были внедрены в Челябинском АТП № 1 (гл. инженер Г. Е. Андреев), а позже и на др. предприятиях города и обл. При участии Л. Г. Анискина и В. Н. Прокопьева было создано научно-производственное объединение, включающее кафедру «АТ» и конструкторско-технологическое бюро Южно-Уральского территориально-транспортного управления. Над стендами работали: В. Н. Прокопьев, Р. Н. Четин, И. В. Рудаков, В. Н. Теплов, В. В. Иванов, Г. А. Смыслов, Б. Н. Шустерман, В. И. Томахин, Г. Н. Волченко, А. И. Кудрин, М. К. Ветров, А. И. Коровин, Н. С. Маляр, Ю. В. Рождественский, Н. А. Зубарев, В. И. Анискин и др. В производство диагностического оборудования большой вклад внесли многие руководители и инженеры ЮУТТУ: В. К. Комиссаров, О. Э. Ленкевич, О. И. Мирмович, С. М. Бортник, Р. И. Репкина, М. С. Гихман, Г. В. Гуляев, В. Б. Соболев. Для разработки электронной части оборудования привлекались сотрудники Приборостроительного факультета ЧПИ: Р. П. Чапцов, Г. А. Никитин, А. С. Боков, А. П. Сибриков, В. В. Крымский. Были разработаны несколько вариантов пультов управления стендами, а также диагностических приборов системы «Ряд», имеющих унифицированную блочную конструкцию. Ежегодно Межведомственной комиссии Минавтотранса сдавались новые конструкции стендов: СД1, СД2, СД3, СД3К453, СД4, СПТ1, СПТ2 и т.д. Всего более 10 модификаций. Челябинским авторемонтным заводом выпущено около 800 диагностических стендов, которые поставлялись во все регионы СССР. Коллектив кафедры «АТ» семь раз отмечался на ВДНХ СССР, награжден более чем 20-ю медалями. В 1973 – участие в международной выставке «Автосервис-73». Была выполнена технологическая, дизайнерская, эргономическая проработка документации. Диагностическая станция была удостоена Почетного диплома. В 1975 очередная модель демонстрировалась на Лейпцигской ярмарке в ГДР. В дальнейшем была разработана компьютеризированная диагностическая линия, техн. уровень которой не уступал мировым образцам. Было освоено производство новых видов диагностического оборудования: люфт-детекторов, площадок для контроля увода управляемых колес. Здесь заметно участие преподавателей А. С. Фишера и К. В. Гаврилова. Электрические и электронные части стендов, а также программное обеспечение компьютеров разработаны ст. преподавателем К. В. Прокопьевым, инженерами А. Ю. Степановым, А. А. Кузнецовым; расчеты диагностического оборудования обобщены доцентом А. И. Кудриным. Региональное лидерство кафедры «АТ» в разработке методов и средств диагностирования техн. состояния автомобилей признано ведущими предприятиями отрасли. С 1998 кафедра «АТ» официальный представитель мирового лидера в обл. производства диагностического оборудования фирмы «Мюллер-Бем», а с 2003 – дилер Новгородского завода гаражного оборудования ЗАО «ПКФ Завод ГАРО». Совершенствование оборудования для диагностики продолжается и сегодня, в 2013 кафедра разработала стенд для диагностики ходовых тележек низкопольных трамваев.