Дизель-электрические
тракторы, ДЭТ
Работа над принципиально новым трактором в СКБ-2 Челябинского Кировского завода началась в 1953, когда гл. конструктором завода был назначен П. П. Исаков. Он обратился в министерство с предложением разработать 250-сильный трактор, самый мощный для того времени. Вначале прорабатывался вариант на базе V-образного 12-цилиндрового дизеля КДМ-46. Но двигатель выглядел таким громоздким и сложным по конструкции, что было решено заменить его дизелем В-2. Однако под него не подходила механическая трансмиссия. Было принято принципиальное решение о замене механической трансмиссии на электрическую. Вписал ее в новый трактор Л. Р. Сильченко, который с 1946 вел кафедру «Электротехника» на АТ-факультете. Разработка уникального дизель-электрического трактора ДЭТ-250 завершилась в 1956, когда вышел первый опытный трактор. На первомайской демонстрации трактор прошел во главе колонны завода под управлением Л. Р. Сильченко. Новая машина была поставлена на производство в 1961 и отмечена на ВДНХ золотыми и серебряными медалями. П. П. Исаков награжден большой золотой медалью ВДНХ. Все последующие десятилетия до нового века работа продолжалась над более мощными, современными дизель-тракторами под рук. выпускника АТ-факультета В. Л. Вершинского: ДЭТ-250М, ДЭТ-250М2, ДЭТ-300, ДЭТ-350. ДЭТ – единственный в мире промышленный трактор с электромеханической трансмиссией, обеспечивающей автоматическое регулирование тяговых усилий и скоростей. Эластичная торсионная подвеска, легкость управления обеспечивают самую высокую скорость движения вперед-назад, снижают утомляемость оператора при работе. На его базе создан бульдозерно-рыхлительный агрегат.
ДЭТ-350 (с 1989). Двигатель – В-36ИН. Мощность эксплуатационная – 350 л. с. Скорость движения – 16 км/ч, масса – 44,4 т. Предназначен для работы в условиях с умеренным и холодным климатом в горно-рудной, золотодобывающей отрасли. Электромеханическая трансмиссия с модернизированными электромашинами. Кабина быстросъемная со стеклопакетами. Система охлаждения с фронтальным расположением радиаторов. По сравнению с ДЭТ-250М – производительность увеличилась на 30 %; уд. расход топлива на 1 м3 снижен на 12 %. На базе трактора ДЭТ-350 разработано несколько различных агрегатов. Дальнейшее развитие семейства ДЭТ – промышленный трактор с электромеханической трансмиссией на переменном токе. Трактор может использоваться как дизель-генераторная установка, в качестве автономного источника переменного тока.
ДЭТ-320Б1Р2 (2002). Двигатель – ЯМЗ-7512.10-04. Мощность машины – 330 л. с., масса агрегата – 46 т. Сегодня на ЧТЗ выпускают ДЭТ-400 – двигатель ЯМЗ-7511.10-34, эксплуатационная мощность 370 л.с., эксплуатационная масса – 44500 кг, трансмиссия – электромеханическая. На тракторе впервые в практике отечественного и зарубежного тракторостроения применена электромеханическая трансмиссия с вентильно-индукторными электромашинами и электронной системой управления. Современная двухместная быстросъемная кабина оснащена стеклопакетами, благодаря которым существенно повышена тепловая и звуковая изоляция рабочего места оператора. Кабина оснащена отопителем «Зенит» и кондиционером «RIO-3000».
В разное время в составе ГСКБ-2 в разработке тракторов принимали участие выпускники АТ-факультета Э. А. Яровой, А. М. Потешкин, И. В. Дубиковский и др.