Газотурбинный двигатель – ГТД. ЧТЗ
В начале 1960-х гг. началась работа над танком нового типа – газотурбинным. Она была поручена гл. конструктору СКБ-2 ЧТЗ П. П. Исакову (объект 775). Разработкой газотурбинного двигателя стал заниматься гл. конструктор СКБ-75 И. Я. Трашутин, который работал в этом направлении еще в 1940-е гг. Группу ГТД возглавил зам. по опытным образцам В. Б. Михайлов, в нее входили Е. И. Сухов, Л. А. Поздеев, Е. В. Романов и др. Разработчики ГТД были объединены в КБ с опытной базой. В 1962 – ОКБ-6 (отдел № 6), в составе 150 конструкторов и испытателей. Особая сложность состояла во внедрении авиационных технологий. Была утверждена мощность для ГТД 700 л.с. Спец. стенды были созданы А. В. Кавуновым, Ю. В. Балакиным и др., большой вклад внесли С. А. Румянцев, К. Ф. Бондаренко. Первые испытания начались в 1965, работа велась до 1969. В 1968 разрабатывался ГТД для БМП-1 на ЧТЗ. Изготовлением занималось СКБ «Турбина», которое было образовано в 1970, куда перевели ОКБ-6 в составе 73 конструкторов и 24 технологов. В состав СКБ вошли: М. С. Зырянов, Н. Ф. Строков, В. Д. Шалаев, Х. И. Шварцман, В. С. Коробченко, В. И. Кавьяров, В. А. Ласточкин, В. И. Розет, Л. Д. Лаврик, Л. А. Поздеев, С. П. Коломиец, В. М. Ершков, Ю. В. Балакин, А. В. Кавунов, В. С. Мурзин, Д. Т. Аристов, А. С. Петухов и др. большинство из которых выпускники АТ-факультета. Первым директором СКБ «Турбина» был В. А. Федотов, первым гл. инженером – Н. С. Пастушенко. Используя опыт создания танкового ГТД, предприятие разработало целый ряд многофункциональных газотурбинных автономных энергоагрегатов, турбокомпрессоров, охладителей наддувочного воздуха для дизелей.
АПА-18