Головное специализированное
конструкторское бюро ЧТЗ (ГСКБ ЧТЗ)
В 1930 была организована конструкторская группа, в 1932 – Центральный конструкторский отдел – ЦКО по созданию мощного промышленного трактора для ЧТЗ с выпуском 40 тыс. в год, построен опытный завод. Первый образец гусеничного трактора С-60 собран 15 февраля 1931, а 1 июня 1933 в день пуска ЧТЗ изготовлено 13 тракторов.
Первый в стране дизельный гусеничный трактор С-65 и ряд его модификаций, транспортный тягач С-2 выпускались до начала Великой Отечественной войны.
В войну конструкторы ЧТЗ, Кировского завода разработали более 20 различных модификаций танков и самоходных артиллерийских установок. В послевоенные годы конструкторы продолжили проектирование новейших образцов боевой техники. В частности, была создана не имеющая аналогов боевая машина пехоты БМП и ее модификации (передана на Курганский машзавод).
В 1944 начата подготовка к выпуску машины мирного времени. Серийный трактор С-80 сошел с конвейера в начале января 1946. Тракторы С-80, С-100, Т-100М последовательно сменяли друг друга. Конструкция трактора Т-140 была передана на Брянский автомобильный завод. Было спроектировано новое семейство тракторов Т-220, Т-330, Т-500 для специально построенного Чебоксарского завода мощных промышленных тракторов. Трактор Т-130 стал основой коренной реконструкции ЧТЗ. На его базе создано большое количество модификаций (болотоход, с гидромеханической трансмиссией и др.). Впервые в мире разработана конструкция мощного трактора ДЭТ-250 с электромеханической трансмиссией и эластичной подвеской. Создан сверхмощный трактор Т-800 для выполнения больших объемов земляных работ, особенно в районах вечной мерзлоты и на скальных породах. В 1990-х гг. на заводе прекращено изготовление машин военного назначения, проведена коренная структурная перестройка производства, завод перешел на выпуск полнокомплектных инженерных машин, оснащенных различным бульдозерно-рыхлительным оборудованием, а также трубоукладчиков, погрузчиков, тракторов лесных модификаций и др. Коренной модернизации подверглись тракторы тягового класса 10. В 2002 ЧТЗ перешел на выпуск вместо тракторов Т170 семейства типа Т10, на базе которого созданы модернизированные модели Б10М с новой компоновкой моторного отсека и гидросистемы, двигателями ЯМЗ-236, Cummins и Б10М2 с новой подвеской и модульным планетарным бортредуктором. Освоен выпуск нового трактора Б12 тягового класса 15. В 2007 на базе Б10М2 создана новая модель трактора Б11. В 2008 г. на основе Б12 создан трактор Б13 с новым дизайном и шестигранной кабиной. Создан новый дизель-электрический трактор ДЭТ-320 с двигателем ЯМЗ. Освоено оснащение этих машин тяговой лебедкой с рыхлителем-корчевателем для нужд РЖД и МЧС. Сконструирован трактор ДЭТ-400 с электротрансмиссией, на основе вентильно-индукторных машин на переменном токе. Разработан ряд коммунальных машин на базе малогабаритного колесно-гусеничного трактора оригинальной конструкции «Уралец», кранов-трубоукладчиков грузоподъемностью 12 и 20 с гидромеханической трансмиссией и гидростатическим приводом новых лебедок. Создана гамма колесных машин с гидростатической трансмиссией. Освоен выпуск виброкатков ВК-24 для дорожного и гидротехн. строительства, бульдозеров-компакторов БКК-1 для уплотнения отходов вскрышных работ и рекультивации их земляным покрытием, фронтальных погрузчиков различной производительности. В тракторном ГСКБ трудились видные тракторостроители, связанные с АТ-факультетом: М. Ф. Балжи, Н. Л. Духов, И. С. Кавьяров, Ж. Я. Котин, А. А. Лазарев, П. В. Мицын, Г. С. Яковлев. Уже в новом веке в рядах ГСКБ более 100 выпускников АТ-факультета. В их числе гл. конструкторы: В. Л. Вершинский, Г. П. Мицын, С. А. Гусев, Л. В. Вершинский, зам. гл. конструктора О. А. Переплетчик, А. В. Ермолин, В. Н. Власов; гл. конструкторы направлений И. М. Клайн, Г. Ф. Ларинов, Б. Н. Позин, В. В. Игнатьев, В. В. Хашковский, Э. А. Яровой; гл. конструкторы проектов и отделов Н. Н. Захаров, В. И. Раевский, Г. П. Рыбкин, В. Г. Апанасик, Ю. Л. Довжик, В. Н. Кузнецов и др. В дирекции конструкторские разработки курируют В. И. Костюченко, В. Е. Иванов.
В. Гусев
ГСКБ ЧТЗ. Бульдозер-компактор БКК-1
В. Гусев
ГСКБ ЧТЗ. Бульдозер-компактор БКК-1