Головное специальное
конструкторское бюро (ГСКБ-2 ЧТЗ)
Создано в 1940 для серийного производства на ЧТЗ тяжелого танка КВ. В годы ВОВ СКБ-2 (именовалось по названию СКБ-2 Кировского завода в Ленинграда с 1940-х гг.). Коллектив разработал 13 тяжелых танков КВ, ИС и самоходных артиллерийских установок («артсамоходов») СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122 на их базе. Руководили коллективом Герои Социалистического Труда, генералы инженерной службы Ж. Я. Котин и Н. Л. Духов, их заместители – лауреаты Государственной премии М. Ф. Балжи, Л. С. Троянов. В послевоенные годы коллектив СКБ-2 продолжал совершенствовать броневую технику, создавать конструкции новых боевых машин. Под рук. М. Ф. Балжи в конце войны продолжаются доводочные работы по танкам ИС-3, ИС-4 и артсамоходам ИСУ-152 и ИСУ-122, после нее разрабатывается конструкция тяжелого танка Т-10 и легкого плавающего танка ПТ-76, переданного на производство в Волгоград, которые многие годы стояли на вооружении бронетанковых войск страны, разработан средний артиллерийский тягач АТ-С. Позднее в СКБ-2 разрабатывались и собирались опытные образцы танка-разведчика на воздушной подушке, ракетного танка с переменным клиренсом, тяжелого танка. В 1953 гл. конструктором ГСКБ-2 назначается П. П. Исаков. Коллектив создает совершенно новый по схеме и классу дизель-электрический трактор ДЭТ-250. В 1960-х гг. разрабатывается, не знавшая аналога в мировой практике, боевая машина пехоты БМП-1, а на базе ее целое семейство машин спец. назначения. За высокий техн. уровень и оригинальность конструкторских решений в создании БМП были удостоены Ленинской премии гл. конструктор П. П. Исаков и нач. КБ Г. С. Яковлев. Над созданием БМП и ее модификаций работали выпускники АТ-факультета – зам. гл. конструктора: А. И. Коноплев, Н. В. Рудольский, В. Г. Иванов, Л. П. Тихонов; ведущие конструкторы: В. М. Евдокимов, В. П. Сарайкин, В. В. Довженко, В. И. Кирилюк, С. Р. Лазуренко, В. А. Осенников, Г. П. Кудрин, Ф. Ю. Беркович, К. А. Афанасьев, В. И. Раевский, А. В. Карягин, В. С. Мальчикова, А. Н. Галямов, Н. А. Попов, А. М. Кауфман, П. М. Громадских, К. Е. Дындиков. В 1974 гл. конструктором ГСКБ-2 становится В. Л. Вершинский. Под его рук. продолжаются работы по развитию семейства БМП и созданию оригинальной конструкции танка «Урал». В 1979 начато проектирование промышленного трактора Т-800 с двигателем мощностью 900 л.с. В его создание внесли весомый вклад: Э. Я. Яровой, В. В. Костромин, А. И. Коноплев, В. П. Сарайкин и др. В 1987 в состав ГСКБ-2 снова влился коллектив КБ по трактору ДЭТ-250 во главе с инженером-конструктором Л. П. Устьянцевым. Работы бюро направляются на его совершенствование: создаются более мощные трактора ДЭТ-250М2, ДЭТ-350, а на их базе бульдозеры, трубоукладчики, скрепер-дозеры. С 1992 по конверсии разрабатываются новые инженерные машины, в т.ч. малогабаритный трактор с оборудованием для сельскохозяйственных и коммунальных работ, мини-экскаватор, грейдер. В 1996 ГСКБ-2 и тракторное ГСКБ объединены в один конструкторский коллектив – ГСКБ. В ГСКБ-2 вед. специалистами работали: гл. конструктор ГСКБ в 1977–1980 В. И. Плешков, гл. конструктор ГСКБ-2 В. Л. Вершинский в 1974–1996, в разное время первым зам. гл. конструктора В. П. Сарайкин; зам. гл. конструктора ГСКБ Г. Я. Вулах, Б. Л. Магарилло, Ю. П. Саматов и др. выпускники АТ-факультета.
Лит. Э. А. Соболев. Конструкторское бюро: судьбы людей и машин. Головное специальное конструкторское бюро – ГСКБ-2. – Челябинск: ЧТЗ. – 1997.
Брошюра посвящена значительному периоду истории танкового бюро ЧТЗ, которое было организовано в 1940 в танковом отделе № 3, ставшем СКБ-2, а затем ГСКБ-2, в годы войны. Автор более 35 лет проработал в СКБ, участвовал в создании его музея. Материалы, собранные автором, легли в основу этого единственного в своем роде издания. Только здесь вы найдете имена конструкторов, которые под руководством Ж. Я. Котина и Н. Л. Духова создавали тяжелые танки КВ, ИС и самоходные артустановки.