ИЖМАШ-АВТО
Машиностроительный завод,
г. ИЖЕВСК
Ижевский автозавод относился к оборонному ведомству, но здесь выпускают знаменитые мотоциклы «ИЖ» и автомобили. Автостроение на Ижевском заводе началось с «Москвича-412». На его базе потом разработали целую гамму машин – комби, пикап, фургон. В 1971 модельный ряд Ижевского автозавода пополняется моделью КОМБИ – первый в СССР лифтбэк (или нотчбэк) – и первыми в СССР легкими коммерческими автомобилями в кузове фургон и пикап.
В начале 1990-х гг. на заводе разработаны модификации автомобиля ИЖ-2126 «Орбита», где были заложены самые передовые идеи, которые существовали в то время.
Завод внедряет в рамках полномасштабного производства такие модели, как «ОДА» 4х4 (полноприводная версия хэтчбэка «ОДА»), FABULA (универсал на базе «ОДЫ»), осваивает производство автомобилей LADA 2106 и LADA 2104. Автомобили выпускались до начала 2000-х гг. В рамках проекта организации лицензионной сборки автомобилей KIA в 2004 начата глубокая модернизация производства и внедрение новых технологий. Однако из-за роста в 2008–2009 стоимости машинокомплектов, закупаемых для производства моделей KIA, и общего падения спроса на автомобили Ижевский автозавод с мая 2009 был вынужден остановить конвейер. В начале 2010 завод перешел под контроль «АВТОВАЗА». С 2012 Ижевский автозавод официально начал производство автомобилей LADA Granta. Проект развития предприятия предусматривает поэтапное освоение моделей Renault и Nissan – потенциальный совокупный объем производства на Ижевской площадке превышает 300 тыс. автомобилей в год. Заметный вклад в историю предприятия сделали выпускники АТ-факультета: А. С. Кондрашкин – зам. гл. конструктора по серийному производству, А. Д. Максимов – зам. гл. конструктора по испытаниям, В. В. Архипенко – нач. бюро по органам управления, В. А. Савельев – нач. бюро дизайна и др.