КАМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ
ЗАВОД, ОАО, г. Набережные Челны
В 1969 начато строительство завода по производству большегрузных трехосных автомобилей грузоподъемностью до 20 т. В мае 1974 экспериментальный цех Камского завода собрал первый двигатель. КамАЗ вступил в строй в декабре 1976. С тех пор выпущено более 2 млн автомобилей и около 2,8 млн двигателей. Это вертикально-интегрированное производство, не имеющее аналогов в мире. Здесь были собраны все технологии, которые существуют в машиностроении. В акционерное общество входит более 20 заводов: литейный, кузнечный, двигателей «Камдизель», по ремонту двигателей «Ремдизель», прессово-рамный, инструментальный, станкостроительный, автомеханический, микролитражных автомобилей, запасных частей и др. Все заводы находятся на одной площадке, что позволяет минимизировать затраты на перевозку и иметь низкий уровень оборотных средств. С гл. конвейера автомобильного завода сходят готовые грузовики. В 1973–1974 были проведены испытания шести модификаций автомобилей «КамАЗ» первого семейства: «КамАЗ-5320», «КамАЗ-53202», «КамАЗ-5410», «КамАЗ-5510», «КамАЗ-53201», «КамАЗ-53203». В 1980 на сборку вышел «КамАЗ-4310» – тягач повышенной проходимости, машина для военных, она выдержала испытания в Афганистане. Автомобили «КамАЗ» со временем стали популярны в стране и за рубежом. Этому способствовали победы в международных соревнованиях, в т.ч. на ралли «Париж – Дакар». Производство микролитражек начато в 1987, первый автомобиль «Ока-ВАЗ-1111». В 1989 «КамАЗ» и австрийская фирма «Альтро» создали совместное предприятие «Альткам» для выпуска спецтехники – десятитонного автокрана на базе полноприводного шасси с надстройкой германской фирмы «Машиненбад». «Альткам» также выпускает модернизированный двухосный седельный тягач с повышенными эксплуатационными качествами. Совместно с британской фирмой «АСТС» создано предприятие «Астейс» по выпуску автоцистерн – топливозаправщиков и др. специализированных автомобилей. Созданы совместные предприятия с американской фирмой «CUMMINS» – по производству автомобильных двигателей, с германской фирмой «ZF» – по производству коробок передач и др. «КамАЗ» известен во всем мире: Латинская Америка, Африка; Пакистан, Иордания, Китай, Камбоджа, Италия, Болгария, Польша. Конструкторами КамАЗа разработано свыше 200 моделей и модификаций большегрузных автомобилей, автобусов и др. техники.
С 2002–2003 проводится работа по переходу на новый модельный ряд грузовых автомобилей. Применение дизельных двигателей с уровнем токсичности до «Евро-4…5»; введение антиблокировочных систем тормозов, установка 16-ступенчатых коробок передач, в т.ч. фирмы «ZF». По заказу Минобороны предприятие разработало унифицированное семейство армейских автомобилей семейства «Мустанг». В 2010 ОАО «КАМАЗ» и компания CNH Global NV, входящая в FIAT Group, подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству сельскохозяйственной и строительной техники. В 2011 ОАО «КАМАЗ» и компания Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продаже автобусов Marcopolo. Создан «модельный ряд 2010», который составит основу производственной программы компании до создания совершенно нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ к 2014. Развивается интеграция со стратегическим партнером – компанией Daimler. В 2012 выпущено более 50 тыс. грузовых автомобилей.
С 2002–2003 проводится работа по переходу на новый модельный ряд грузовых автомобилей. Применение дизельных двигателей с уровнем токсичности до «Евро-4…5»; введение антиблокировочных систем тормозов, установка 16-ступенчатых коробок передач, в т.ч. фирмы «ZF». По заказу Минобороны предприятие разработало унифицированное семейство армейских автомобилей семейства «Мустанг». В 2010 ОАО «КАМАЗ» и компания CNH Global NV, входящая в FIAT Group, подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству сельскохозяйственной и строительной техники. В 2011 ОАО «КАМАЗ» и компания Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продаже автобусов Marcopolo. Создан «модельный ряд 2010», который составит основу производственной программы компании до создания совершенно нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ к 2014. Развивается интеграция со стратегическим партнером – компанией Daimler. В 2012 выпущено более 50 тыс. грузовых автомобилей.
С 1973 на КамАЗ было направлено более 90 выпускников АТ-факультета. Многие проработали десятилетия. Среди них Ю. М. Рубинчик – нач. отдела спецификации и стандартизации НТЦ ОАО «КамАЗ»; П. С. Макаревич – нач. отдела двигателей; В. Ф. Устинов – нач. отдела лабораторных испытаний; нач. конструкторских бюро П. В. Литвиненко, П. Г. Щебетов и др. Часть выпускников перешла на др. предприятия. Среди них А. В. Лалетин – техн. директор ОАО «Татэлектромаш»; А. М. Нечепуров – директор ООО «СпецТехКам»; В. Н. Бабаев – директор СП «Астейс» и ООО «Инкам»; В. В. Зубарев – ген. директор ЗАО «Транстехсервис»; И. А. Антипин – ген. директор сети магазинов; Л. И. Кухаренко – зам. декана Автомеханического факультета КамПИ, и др.
КамАЗ-42111
КамАЗ-42111