КУРГАНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД (КАвЗ)
Курганский автобусный завод организован в 1958. Изначально специализировался на выпуске автобусов малого класса. Первая модель «капотника» – КАвЗ-651 на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51 была изготовлена на Павловском автобусном заводе. Модель сменил КАвЗ-685 на шасси грузовика ГАЗ-53, затем КАвЗ-3976 на шасси ГАЗ-3307. На этой базе завод выпускал целое семейство специализированных автобусов. Во второй половине 1970-х гг. было организовано мелкосерийное производство большого городского автобуса КАвЗ-3110 – «Сибирь», унифицированного с ЛиАЗ-677. В конце 1980 гг. собиралось до 20 тыс. автобусов в год, которые можно было встретить везде – в городах, сельской местности, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. В 1994 на совместном предприятии «Уральский автобус» собраны городские автобусы Ikarus-260 и Ikarus-280, два года спустя завод выиграл тендер Всемирного банка реконструкции и развития на поставку для Екатеринбурга около 170 Ikarus-283.10 с двигателями MAN. На дочерней фирме «Вика» в 1990-е гг. собирали автобусы вагонной компоновки, с высоким уровнем комфорта. Пошел в производство грузопассажирский вариант автобуса КАвЗ-3278 (малый класс на шасси зиловского «Бычка»). Позже КАвЗ выпускал машины на шасси ЗиЛ и «вахтовики» на шасси «Уралов». Выпуск капотных автобусов КАвЗ был прекращен в конце 2007 в связи с началом модернизации предприятия и переходом на выпуск принципиально новой продукции – городских среднеразмерных низкопольных автобусов модели 4239. Сейчас завод специализируется на производстве автобусов среднего класса (длина 8–10 м) городского, пригородного и междугородного назначения. Основная доля продукции ООО КАвЗ – различные модификации автобусов среднего класса Аврора (КавЗ-4235, КАвЗ-4238). С 2008 по 2011 на предприятии была проведена полная реструктуризация мощностей в соответствии с принципами производственной системы ГАЗ – системы непрерывных производственных улучшений. Одновременно была модернизирована базовая модель автобуса КАвЗ: теперь автобус «Аврора» оснащается самыми современными компонентами – двигателем Cummins, коробкой передач ZF, сцеплением Sachs, новыми тормозной системой и системой отопления. Всего Курганский автобусный завод выпустил более 550 тыс. автобусов. На заводе работали более 20 выпускников АТ-факультета, среди них Ю. К. Сарафанов, А. А. Крюков, С. В. Кавунов и др.
Автобус 4230-01