КАФЕДРА АВТОМОБИЛИ
Кафедра была организована в ЧММИ в числе первых, называлась вначале «Автомобили и сельскохозяйственные машины». Первым зав. кафедрой был известный в стране проф. М. П. Сергеев.
В 1951 зав. кафедрой с новым названием «Автомобили» стал к.т.н. Н. Ф. Струнников.
С 1959 кафедру возглавил к.т.н. С. С. Строев, на кафедре работали доценты В. А. Жестков, В. П. Копров, Б. Н. Пинигин и ст. преподаватель В. Ф. Шевченко. Основными направлениями исследований были проходимость и нагруженность трансмиссии колесных машин, а также надежность несущих и тормозных систем прицепов. В 1962 Строев открыл аспирантуру, первые аспиранты – Р. К. Галимзянов, В. П. Беляев и Л. А. Черепанов. Гл. конструктор ЧТЗ, д.т.н., проф. И. С. Кавьяров возглавлял кафедру в 1977–1980; в 1981–1985 – д.т.н., проф. Н. К. Куликов; в 1985–2007 – д.т.н., профессор Г. Д. Драгунов.
С 2007 по 2012 кафедрой руководил д.т.н., проф. А. Ф. Дубровский. Особое внимание уделялось внедрению в учебный процесс современных компьютерных технологий. Вопросам создания коробок передач без разрыва потока мощности были посвящены работы проф. Г. Д. Драгунова, доцентов П. В. Яковлева и Е. П. Гонтарева.
Исследованием автомобильных и тракторных колес занимался проф. В. А. Путин. Работы по повышению тягово-сцепных свойств и совершенствованию конструктивных решений промышленных тракторов проводились проф. Б. Н. Пинигиным. Анализу задач стендовых и эксплуатационных испытаний инженерных машин посвящены работы проф. В. И. Костюченко.
Под рук. доцента В. П. Беляева изучалась нагруженность трансмиссий автомобилей от воздействия двигателя и дороги. Системный анализ в области САПР автомобилей и автопоездов проводился под руководством доцента Р. К. Галимзянова. Силовые уста новки спец. транспортных средств, повышение их мощности за счет интенсификации процессов топливоподачи, газообмена и наддува – тема работ доцентов А. В. Губарева и С. С. Никифорова. Конструктивные характеристики автомобилей – тема работ доцента А. Д. Рулевского. Параметры и ремонт автоматических коробок передач – работа инженера С. В. Федорова. На кафедре работало 30 преподавателей и сотрудников, среди них – 4 профессора и 10 доцентов; ими получено около 290 авторских свидетельств и патентов на изобретения. На дневном и заочном отделениях обучалось ежегодно 400–450 студ. Лаборатория «Моделирование ходовых систем тракторов», созданная проф. Б. Н. Пинигиным, оснащена уникальными моделями тракторов и устройствами для исследования, которые защищены авторскими свидетельствами и патентами.
В лаборатории «Авто- мобили» под рук. проф. А. Ф. Дубровского изучались электронное диагностическое оборудование, ходовые системы автомобилей, электронные системы управления двигателями. В лаборатории «ЛИРА» под рук. проф. Г. Д. Драгунова разрабатывались конструкции новых типов коробок передач.
Кафедрой подготовлено более 2500 инженеров, которые работают, в основном, на предприятиях автотракторостроения и обслуживания автомобилей. Только в Миассе на автозаводе работали и работают более 100 выпускников кафедры «Автомобили». Среди них немало руководителей и специалистов высокого ранга, в т.ч. ген. Директоры В. Л. Новик, В. Х. Корман, гл. конструкторы А. А. Романченко, А. А. Ведерников, О. Р. Якупов и др.
В годы становления АвтоВАЗа только в управление гл. конструктора были направлены более 80 выпускников кафедры. Из их числа выросли: В. А. Вильчик – прези-
дент ОАО «АвтоВАЗ», В. М. Акоев - директор научно-техн. центра, В. Г. Калиниченко – нач. цеха сборки двигателей, Н. Н. Савиновский, В. В. Симонов – нач. отделов и конструкторских бюро научно-технического центра, С. А. Самойлов – гл. конструктор ООО «Бронто» и многие другие. Значительный вклад кафедра внесла в формирование инженерных кадров Камского и Ижевского автозаводов, где работали и работают более 120 выпускников кафедры, среди них гл. конструктор «Ижмаш-Авто» К. Миллер, зам. гл. конструктора А. С. Кондрашкин и др. На ЧТЗ направлено более 300 выпускников кафедры, среди них: В. М. Платонов – ген. директор предприятия, В. Е. Иванов – техн. директор, М. Ш. Ахметжанов – первый зам. ген. директора, В. И. Дубовик – директор прессово-сварочного завода, В. С. Поздеев – первый зам. ген. директора, В. И. Костюченко – директор по конструкторским работам и др. В ОАО «УралАвтоПрицеп» работал Э. О. Нетт, И. А. Чайка – техн. директоры, П. Е. Литке был гл. конструктором, техн. директором, В. В. Антонов – гл. конструктор завода. На Курганском заводе колесных тягачей работали более 30 выпускников кафедры – зам. гл. конструктора Ю. П. Дрыгалов и А. В. Андрис, нач. конструкторского бюро В. А. Ляхов и др. Среди выпускников кафедры П. Ю. Вагин – ген. директор ОАО «Челябинский механический завод», Ю. К. Сарафанов – гл. инженер Курганского автобусного завода, А. Н. Агеев – ген. директор ООО «Эридан», С. И. Еременко – ген. директор ООО «СейхоМоторс», В. Д. Гершман – управляющий ЗАО «Пластик», В. В. Бондаренко – ген. директор предприятия «Конар», О. П. Парыгин – ген. директор Уральского ремонтногопредприятия, В. К. Гартунг – депутат Государственной думы РФ, Р. У. Гаттаров – член верхней палаты Совета Федерации, Р. Х. Гибадуллин – глава администрации Центрального района г. Челябинска. Более 70 выпускников кафедры стали д.т.н. и к.т.н. Среди них: И. В. Балабин, В. И. Барышев, Ю. В. Гинзбург, А. Ф. Дубровский, Б. М. Позин, В. С. Раппопорт, Ю. В. Рождественский.
В 2012 кафедра «Автомобили» была объединена с кафедрой «КГМ». Новое название объединенной кафедры – «КГМиА».
А. Дубровский