КАФЕДРА АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И СЕРВИС АВТОМОБИЛЕЙ
Кафедра была организована 30 декабря 1957 для подготовки инженеров по специальности «Автомобильный транспорт», позже «Автомобили и автомобильное хозяйство» со специализациями «Техническая эксплуатация», «Производство и ремонт автомобилей» и «Организация и безопасность дорожного движения».
В 1958 обязанности зав. кафедрой исполнял к.т.н., доцент С. С. Строев. На кафедре преподают ст. преподаватель Л. Г. Анискин, преподаватели Е. Ф. Кичигин, В.М. Мысляев,
механик научного отдела И. А. Девятков, учебные мастера В. И. Томахин, Г. И. Зырянов и С. Д. Вещиков.
В 1959 – 1976 кафедрой заведовал Л. Г. Анискин. Под его началом работали доценты, к.т.н. И. Н. Аринин, Х. Д. Квитко, А. П. Ширяев, А. В. Сидоренко, Н. В Патрушев, А. Г. Бездомов, В. Н. Прокопьев, В. В. Иванов, П. В. Баранчук, ст. преподаватели и ассистенты Р. А. Королев, Р. Н Четин, И. В. Рудаков, Э. Р. Рунг, Л. Г. Брова, Г. Н. Волченко и др. Набор студентов на дневном отделении – 75, вечернем – 25 и заочном – 50 человек.
В 1976–2009 кафедрой заведовал д.т.н., проф. В. Н. Прокопьев. За 33 года он создал сплоченный работоспособный коллектив. Это доценты М. К. Ахтямов, А. К. Бояршинова, М. К. Ветров, К. В. Гаврилов, В. И. Дружинин, Е. А. Задорожная, Д. Ю. Иванов, А. А. Кирьянов, В. А. Ковелин, А. И. Кудрин, Н. С. Маляр, Ю. В. Рождественский, Н. А. Усольцев, А. С. Фишер; старшие преподаватели В. Н. Болотников, А. А. Блюденов; ассистенты И. В. Мухортов, А. С. Фишер, Н. А. Хозенюк. В 1990 кафедра переехала в новый отдельный корпус, построенный практически своими руками. С 2009 зав. кафедрой избран д.т.н, проф. Ю. В. Рождественский. \
С 2010 кафедра называется «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей».
Коллектив пополнился новыми кандидатами наук: Н. А. Хозенюк, А. С. Фишер, И. Г. Леванов, И. В. Мухортов. Готовятся к защите А. А. Дойкин, А. А. Мыльников, К. В. Прокопьев. Над диссертацией работают аспиранты С. Чернейко, М. Макарихин, А. Асауляк. Большой вклад в развитие учебного процесса на протяжении многих лет вносят
зав. лабораторией А. В. Шихалеев, инженер Л. И. Титова. В 2013 после объединения кафедр «Автомобили» и «КГМ» на кафедру пришел д.т.н., проф. А. Ф. Дубровский, переведена «Автошкола ЮУрГУ». Кафедра располагает развитой учебной базой: современными лабораториями конструкции, ремонта, диагностики, технической эксплуатации автомобилей, компьютерным классом с выходом в INTERNET, учебными классами и поточными аудиториями с новейшим мультимедийным оборудованием. На кафедре базируется вузовско-академическая лаборатория «Триботехника» им. В. Н. Прокопьева.
В 1997 наряду со специальностью «Автомобили и автомобильное хозяйство» появляется новая – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)». В связи с реорганизацией системы высшего профессионального образования кафедра начала в 2009 подготовку бакалавров, а в 2013 выпустила первых магистров.
За 55 лет кафедрой подготовлено свыше 4800 инженеров. В числе выпускников известные автотранспортники, заметные в деловом мире люди. Среди них зам. министра автомобильного транспорта А. К. Васильев, нач. главка этого министерства Е. В. Тришневский, нач. «Мособлавтотранса» Н. М. Солодников, нач. главка Минавтотранса В. А. Абрамов, министр промышленности Челябинской обл. В. В. Прудской, нач. ГАИ и ГИБДД Челябинской обл. А. А. Дель и В. К. Парубочий, нач. ГИБДД г. Челябинска А. П. Андреев, директор издательства «Челябинский Дом печати» В. И. Матковский, нач. Южно-Уральского территориального транспортного управления и управления «Челябинскавтотранс» В. К. Комиссаров и В. Н. Сергейчик, нач. Челябинского отделения Российской транспортной инспекции (РТИ) А. Е. Вязовский, генеральный директор государственного унитарного предприятия «Комитрансавто» В. Г. Солдаткин, нач. Свердловского отделения РТИ В. И. Бабкин, ген. директор «Пермавтотранс» Е. Ф. Вильгельм, ген. Директор «Оренбургавтотранс» В. И. Кириленко, зам. ген. директора и ген. директор «Башавтотранс» В. Г. Бреймаер и К. К. Маматказин, начальник Оренбургского отделения РТИ В. Я. Климонтов, гл. инженер АО «АвтоВАЗтранс» Ю. П. Медведев, один из основателей системы фирменного обслуживания автомобилей ВАЗ В. Е. Гулаевский, ген. директор ОАО «Челябинск-Лада» Н. А. Удалов, ген. директор ЗАО «Автобаза № 4», член Совета директоров промышленных предприятий г. Челябинска А. А. Миляев, депутат Городского собрания, глава администрации г. Златоуста П. С. Мигашкин, ген. Директора сервисного центра BMW А. В. Прокопьев и Д. А. Наследов, проректор ЮУрГУ, затем директор автотранспортного техникума Э. Р. Рунг, зав. кафедрой «Экономика и управление на транспорте» ЮУрГУ, представитель г. Астаны в Челябинской области М. К. Ахтямов, ген. директор ЗАО «Автобаза № 3» В. Л. Кильчевский, ген. Директор «ТемпАвтотех» А. Б. Галкин, директор Копейского пассажирского предприятия И. Н. Петяк, ген. директор некоммерческого партнерства «Самоуправляемая организация экспертов техн. состояния автомобилей «ЮжУралАвтоэксперт» В. В. Лызо, директор Миасского автотранспортного предприятия И. И. Морозов, директора специализированных ав то транспортных предприятий А. В. Чевардин и В. А. Усанов, известные предприниматели в области транспорта В. А. Голиков, Ф. Л. Злобинский, С. Л. Бобин, С. И. Домнин, В. С. Соколкин, известный предприниматель из Казахстана, руководитель фирмы «Цесна-Астык» Н. И. Мещеряков, главный военпред Миасского автозавода Р. Х. Сулейманов, д.т.н., проф. А. И. Леонов, ныне проректор ЮУрГУ, д.ю.н., генерал-майор МВД В. И. Майоров, зам. директора научно-исследовательского института ЦНИДИ Г. В. Петраков; начальник отдела транспорта Гл. управления инженерной инфраструктуры и дорожного хозяйства г. Челябинска, В. М. Шабанов и многие, многие другие.
Быстрому становлению кафедры, повышению квалификации преподавателей способствовала научно-исследовательская работа, основанная на прочных связях с производством. Кафедра известна в стране своими разработками в области безгаражного хранения автомобилей и их воздухообогрева, организацией на Урале производства одними из первых в СССР роликовых диагностических стендов собственной конструкции для автомобилей (было выпущено более 800 стендов 10 модификаций), научной школой гидродинамической теории смазки и трудами вузовско-академической лаборатории «Триботехника» по повышению надежности трибосопряжений поршневых и роторных машин.
А. Кудрин