КАФЕДРА ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Одной из первых в ЧММИ стала кафедра «ДВС». Первым зав. кафедрой стал Е. М. Харитончик, в последующем – В. М. Пискунов, А. П. Сташкевич, Е. Ф. Кичигин, И. И. Вибе, С. М. Шуваев, Г. Д. Драгунов, Б. А. Шароглазов. С 2010 кафедрой заведует В. Е. Лазарев.
Первый выпуск инженеров-двигателистов состоялся в 1947. Дипломы получили четверо. Всего же на кафедре «ДВС» подготовлено более 2200 специалистов, дипломы с отличием получили около 120 выпускников. С 2010 кафедра осуществляетподготовку бакалавров и магистров по направлению «Энергомашиностроение». Есть заочная форма обучения. На кафедре преподают проф., д.т.н: Б. А. Шароглазов, Е. А. Лазарев, В. Е. Лазарев, А. Н. Лаврик; доценты, к.т.н.: В. Г. Камалтдинов, В. В. Клементьев, В. В. Шишков, А. Е. Попов, зав. лабораторией Г. М. Белозеров; учеб. мастер Г. Т. Дедабришвили.
Лаборатории располагают стендами для тормозных испытаний двисмесеобразованием, для испытания дизельной топливной аппаратуры, а также устройствами и приборами контроля систем питания ДВС. В 2009 смонтирован современный стенд фирмы AVL.
На кафедре под рук. доцента А. П. Сташкевича в 1950–1960 выполнялся комплекс работ по оценке качества процессов наполнения и очистки цилиндров тракторных дизелей. В конце 1960-х открывается аспирантура под рук. И. И. Вибе, становление научной школы двигателистов – «школы Вибе». В 1970–1980 на кафедре проводится цикл расчетно-теоретических и экспериментальных работ по двигателям с переменной степенью сжатия. Открываются ОНИЛ: отраслевая научно-исследовательская лаборатория транспортных дизелей (научный рук. Г. Д. Драгунов) и отраслевая научно-исследовательская лаборатория по применению газовых конденсатов для двигателей (научный рук. А. П. Ставров). Основное направление кафедры связано с компьютерными методами исследования и моделирования процессов в поршневых ДВС и разработкой на этой основе мер по улучшению технико-экономиче ских показателей, ограничению тепловой и механической напряженности. Более 100 техн. Решений кафедры «ДВС» защищены патентами РФ. За период существования кафедры подготовлено 9 докторов и более 40 кандидатов техн. наук. Докторские диссертации защитили Б. А. Шароглазов (1979), Г. Д. Драгунов (1983), А. П. Ставров (1985), Е. А. Лазарев (1986), А. Н. Лаврик (1988), В. С. Морозова (1996), В. М. Бунов (1999), В. Е. Лазарев (2010), В. Г. Камалтдинов (2013).
В 2004 выпущен электронный учебник «Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчет процессов» (авторы: Б. А. Шароглазов, М. Ф. Фарафонтов, В. В. Клементьев). В 2006 учебник был издан и ему присвоен гриф УМО по образованию в области энергетики и электротехники. Среди выпускников кафедры: А. Д. Белишко (1976) – зам. губернатора Челябинской обл.; В. Н. Бондарь (1972) – зав. каф. КГМиА; Ю. П. Вагин (1967) – председатель совета директоров Челябинского механического завода; А. С. Вяткин (1997) – гл. инженер челябинского технического центра ООО «Регинас»; Я. А. Гуревич (1964) – зам. гл. конструктора Уральского турбомоторного завода (г. Екатеринбург); В. Ф. Кнельц (1971) – гл. конструктор по машиностроению ОАО «Коломенский завод» (г. Коломна); А. И. Кожевин (1976) – директор моторного завода ООО «ЧТЗ-Уралтрак»; В. Н. Кондря (1976) – директор Тутаевского экспериментального ремонтного завода; А. П. Ливинский (1973) – нач. департамента научно-техн. политики и экономического развития РАО «ЕЭС России»; В. В. Малышев (1971) – зам. гл. инженера ОАО «Коломенский завод» (г. Коломна); Г. Г. Меньшенин (1966) – гл. конструктор Волгоградского моторного завода; Г. П. Мицын (1965) – гл. конструктор ЧТЗ по тракторостроению; В. С. Мурзин (1973) – директор, гл. конструктор ООО «ГСКБ «Трансдизель»; А. В. Подопросветов (1971) – гл. конструктор по локомотивостроению ОАО «Коломенский завод» (г. Коломна); В. М. Сидоров (1977) – председатель совета директоров ОАО «Метран». Выпускники кафедры «ДВС» доктора наук, стали преподавателями ЮУрГУ и др. вузов: В. С. Морозова проф. кафедры «ЭАТ»; Г. Д. Драгунов – проф. кафедры «КГМиА»; А. П. Ставров – был зав. кафедрой «ЭАТ»; О. С. Садаков – проф. кафедры «Динамика и прочность машин»; А. Я. Найн и А. А. Найн – проф. в Уральской академии физкультуры; В. Н. Бугаев – проф. в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства; Б. Л. Арав – был проф. в Челябинском военном автомобильном институте.
Б. Шароглазов, В. Шишков