КАФЕДРА КОЛЁСНЫЕ, ГУСЕНИЧНЫЕ МАШИНЫ
Кафедра «Колесные и гусеничные машины» – старейшая в университете. Образованная одновременно с вузом в 1943 году она ведет свою историю от кафедр «Танки», «Гусеничные машины», «Специальные и дорожно-строительные машины». Первый набор студентов на кафедру был проведен в 1943/44 учебном году. Одним из первых 57 студентов был Б. Н. Пинигин, долгое время работавший профессором кафедры «Автомобили». Единственным штатным преподавателем кафедры «Танки» сначала был проф., д.т.н. Е. И. Милославский. На него и было возложено исполнение обязанностей заведующего. В 1946 году он вернулся в Харьков, откуда был в свое время эвакуирован.
С 1944 по 1947 зав. кафедрой «Танки» был Н. Л. Духов, в то время гл. конструктор, а позднее и гл. инженер Кировского танкового завода. Одновременно с ним здесь начали работать его соратники-танкоградцы – А. Д. Крюков, И. С. Кавьяров, Л. Б. Тевелев, Г. А Манилов и М. А Лейканд.
С августа 1947 кафедру возглавил опытный педагог, широко известный своими научными и методическими трудами, связанными с проектированием гусеничных машин – А. Д. Крюков. Среди первых студентов были будущие к.т.н. –
доцент, заместитель гл. конструктора ЧТЗ Б. Л. Магарилло; директор КТИАМ в Челябинске, доцент В. П. Антропов; начальник КБ ОГК ЧТЗ А. М. Кауфман. В разное время они преподавали на кафедре. В конце 1949, после перевода А. Д. Крюкова в Ленинградский политехнический институт, обязанности заведующего кафедрой стал
исполнять И. С. Кавьяров (после окончания войны работал под началом Н. Л. Духова на ЧТЗ).
В марте 1950 И.С. Кавьярова сменил один из первых челябинских танкостроителей, также соратник Н. Л. Духова, М. Ф. Балжи, совмещавший преподавание на кафедре
с работой на ЧТЗ. За двадцать лет его руководства на кафедре была создана хорошо оборудованная учебно-лабораторная и научно-исследовательская база, сформирован коллектив высококвалифицированных преподавателей. Занятия и научную работу здесь вели танкостроители, связанные с ЧТЗ: С. В. Федоренко, Г. Д. Есин, В. И. Саяпин, С. А Быбин и выпускники кафедры Б. Н. Пинигин, Ю. А. Злоказов, С. М. Крупицкий, Б. Н. Крылов, С .П. Баженов, Б. Л. Диковский, А. А. Дворниченко, Г. А. Болотов, С. Ф. Харин, Р. Н. Болдырев.
После того, как набор студентов на первый курс был доведен до 150 человек, среди танковых кафедр челябинская кафедра стала крупнейшей в стране. Ее выпускники распределялись на производство боевых машин и СКБ: на ЧТЗ, в Свердловск, Нижний Тагил, Рубцовск, Курган и Барнаул.__ В 1992 на кафедре начата подготовка по новой специальности «Подъемно-транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование».
Под руководством М. Ф. Балжи на кафедре была создана научная школа по инерционным бесступенчатым передачам, вошедшая в историю отечественной технической науки как «Школа Балжи». Здесь было защищено более 20 кандидатских диссертаций. Первыми соискателями руководил М. Ф. Балжи, он же первым защитил докторскую диссертацию. В числе первых к.т.н. были С. М. Крупицкий, С. Ф. Харин, Р. Н. Болдырев, Б. Н. Крылов, Б. Л. Диковский, С. П. Баженов, Ю. А. Злоказов, В. Е. Андреев, В. И. Пожбелко и А. Ф. Дубровский. Из них многие стали докторами наук.
После смерти М. Ф. Балжи в 1970 обязанность заведующего исполнял его соратник по Танкограду С. В. Федоренко. В 1971 его сменил выпускник кафедры, нач. конструкторского бюро ЧТЗ, к.т.н., доцент М. И. Злотник. За четверть века под его руководством была обновлена материальная база, а в 1976 осуществлен переезд в третий учебный корпус, где были оборудованы новые классы, лаборатории и вычислительный центр. Систематически издавались учебные и методические пособия по всем изучаемым курсам. Стали разрабатываться новые научные направления, связанные с применением гидродинамических бесступенчатых передач на транспортных машинах, а также гидрообъемных передач в механизмах поворота быстроходных гусеничных машин. Преподавательский состав в это время пополнялся в основном выпускниками. В коллектив влились А. И. Пупышев, С. В. Федоров, Г. Н. Попов, Н. В. Филичкин, С. В. Кондаков и перешедшие с военной кафедры А. И. Дубинин и М. И. Ковачевич. Среди выпускников этого периода – начальник отдела перспективных разработок ОАО «АвтоВАЗ» Н. М. Тазтдинов и руководитель полигона этого предприятия В. Костяков, начальник отдела трансмиссий ЧТЗ В. Н. Тимонин.
В 1996 кафедра была закрыта в связи с политическими изменениями в стране. Студенты специальностей «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» и «Подъемнотранспортные, дорожные, строительные машины и оборудование» в это время обучались на кафедре «Автомобили». В октябре 2002 на базе Государственного НИИ по промышленным тракторам (ныне ОАО Научно-исследовательский институт автотракторной техники) была образована новая кафедра «Специальных и дорожно-строительных машин», на которую передана подготовка по этим специальностям. Заведующим кафедрой стал по совместительству директор ГосНИИ ПТ, директор Сертификационного центра авто-тракторной техники, к.т.н., проф., инженер-полковник В. Н. Бондарь. На кафедру пришли к.т.н., доценты В. Н. Белоусов, В. И. Дуюн, В. С. Кондаков, В. А. Козьминых, Н. С. Прасолов, А. В. Разношинская, В. И. Раевский, С. И. Черепанов, доцент Н. В. Филичкин, ассистент А. Е. Новосельский.
ГосНИИ ПТ совсем не случайно был выбран в качестве базы для учебного процесса. Он в большом объеме проводил научно-исследовательские работы. Более 60 предприятий России и стран ближнего и дальнего зарубежья являлись заказчиками его научных разработок. Основные их них – ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ФГУП ПО «Уралвагонзавод», ОАО «Курган- машзавод», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Промтрактор» (Чебоксары), ОАО «Барнаултрансмаш», ОАО «Турбомоторный завод» (Екатеринбург). ГосНИИ ПТ располагал необходимыми современными исследовательскими лабораториями, комплексом испытательных стендов и полигоном, производственным оборудованием и компьютерной техникой с современным компьютерным обеспечением, а также аудиториями для проведения учебных занятий. В процессе учебы выпускников кафедры готовят к выполнению следующих профессиональных задач: конструирование новых образцов бронетанковой, автотракторной и дорожно-строительной техники, организация ее эксплуатации, организация производственного и технологического процессов на машиностроительных предприятиях, проведение сертификационных испытаний техники, выполнение НИОКР по бронетанковой, авто-тракторной, подъемно-транспорт.технике. В учебном процессе эффективно используются лаборатория кафедры с действующими образцами специальной и дорожно-строительной техники.
Всего за 70 лет существования кафедры здесь было подготовлено более 3500 инженеров. 180 из них окончили курс наук с отличием. 17 выпускников защитили докторские, более 60 – кандидатские диссертации. Среди выпускников разных лет – зам. зав. отделом ЦК КПСС В. Ф. Марачевский; зам. председателя Челябинского облисполкома Л. С. Кудрявцев; генерал-майор, нач. управления КГБ В. А. Гусев; техн. директор ОАО «ЧТЗ», д.э.н., проф. X. X. Мингазов; заместитель главного инженера ОАО «ЧТЗ», к.т.н. С. С. Малютин; гл. конструктор ГСКБ-2, к.т.н. В. Л. Вершинский; директор Челябинского автомеханического завода В. Н. Богданов; директор моторного завода ЧТЗ, к.т.н. Н. Л. Белькорецкий; генеральный конструктор завода «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) Ю. Ф. Бутрин; генеральный директор ОАО «Ишимбайтрансмаш» В. А. Шаньгин; зам. гл. конструктора ОАО «Курганмашзавод» В. А Печенкин; зам. гл. конструктора Уральского КБ транспортного машиностроения Н. А. Молодняков; нач. управления дорожных испытаний и доводки автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» А. М. Акоев; проректор по научной работе ЧелГУ, зав. кафедрой, д.т.н., профессор Г. А Завьялов. В разное время выпускники кафедры работали и работают преподавателями на кафедрах ЮУрГУ. Среди них доцент кафедры «Автоматические установки» В. Д. Васильев; доценты кафедры «Сопротивление материалов» В. В. Скрягин; доцент, декан факультета «Сервис и легкая промышленность» В. А. Лившиц; доцент кафедры «Графика» А. П. Ланде; доцент кафедры «Автомобили» А. Д. Рулевский; зав. кафедрой «Технология металлов» ЧПИ, д.т.н., профессор В. В. Матвеев; проректор по научной работе ЧПИ, зав. кафедрой «Летательные аппараты» аэрокосмического факультета, д.т.н., профессор Н. И. Гриненко; зав. кафедрой «Автоматические установки» аэрокосмического факультета, к.т.н., профессор С. П. Масленнников; зав. кафедрой «Приборостроение», д.т.н., профессор А. Н. Лысов; д.ф.-м.н., профессор В. Н. Кунин; д.т.н., профессор Ю. Н. Кирдяшев; зав. кафедрой «Основы проектирования машин», д.т.н., профессор В. И. Пожбелко; к.т.н., доцент кафедры «Основы проектирования машин» В. А. Пермяков; к.т.н., доцент П. Г. Винницкий и многие др.
В октябре 2012 после объединения кафедр «Колесные и гусеничные машины», и «Автомобили» возникла объединенная кафедра «Колесные, гусеничные машины и автомобили». Коллектив возглавил В. Н. Бондарь.