Научно-исследовательские лаборатории
Научно-исследовательская работа постоянно ведется на кафедрах АТ-факультета. Наиболее значительные для вуза работы выполняются в научно-исследовательских лабораториях.
В 1950–1960 гг. под рук. д.т.н. М. Ф. Балжи на кафедре «КГМ» бурно развивалось научное направление по инерционным и гидродинамическим бесступенчатым передачам – «Школа Балжи». В лаборатории создавались различные конструкции трансмиссий для гусеничных и колесных машин.
В конце 1960 гг. по инициативе д.т.н. И. И. Вибе создается лаборатория испытаний многоцелевых двигателей на кафедре «ДВС». Строятся одноцилиндровые установки тракторных двигателей ЧТЗ, проводятся испытания полноразмерных двигателей. В 2009 в рамках программы «Образование» под рук. зав. кафедрой «ДВС» Б. А. Шароглазова смонтирован испытательный стенд фирмы «AVL» для исследования двигателей мощностью до 100 кВт. С 2011 лабораторией рук. зав. кафедрой «ДВС» В. Е. Лазарев. По программе Научно-исследовательского университета в 2012 лаборатория получила новое оборудование. На базе лаборатории защищено 5 докторских и более 2 десятков кандидатских диссертаций.
В 1979 по инициативе И. Я. Трашутина и В. И. Бутова на кафедре «ДВС» была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Транспортные дизели» – ОНИЛ «ТД». Научный рук. д.т.н. Г. Д. Драгунов, зав. лабораторией к.т.н. С. С. Садовский. Лаборатория создавалась для разработки совместно с ГСКБД ЧТЗ новых рабочих процессов, конструкций узлов, агрегатов наддува и топливной аппаратуры дизелей 2В и совершенствования дизелей типа В-2. До середины 1990 гг. выполнен большой объем работ, получены десятки патентов РФ, защищены докторская и 7 кандидатских диссертаций, прошли подготовку 180 студентов. Большой вклад внесли С. С. Садовский, С. С. Никифоров, А. В. Губарев, В. Г. Камалтдинов, В. М. Сергеев, Л. К. Зайцев, Е. Ж. Васильев, Г. А. Горшенин, В. Г. Галичин.
В начале 1960 гг. кафедра «Автомобильный транспорт» находилась у истоков перспективного в то время метода воздушного обогрева автомобилей. Создана «Лаборатория методов и средств безгаражного хранения автомобилей в условиях низких температур». В результате научных исследований, проводимых Л. Г. Анискиным, Р. А. Королевым, Х. Д. Квитко, Л. Г. Бровой, Н. В. Патрушевым, А. Г. Бездомовым, П. В. Баранчуком, А. В. Сидоренко, Е. Ф. Кичигиным, В. Н. Прокопьевым, были разработаны и внедрены системы воздухообогрева автомобилей с разными типами энергоисточников. Кафедра была удостоена диплома ВДНХ СССР, отмечена рядом патентов и авторских свидетельств на изобретения, полученных Л. Г. Анискиным, В. Н. Прокопьевым, Р. А. Королевым и П. В. Баранчуком. Зав. кафедрой Л. Г. Анискин был включен в состав комиссии Научного совета по проблеме создания машин, работающих в условиях низких температур. Защищено несколько кандидатских диссертаций.
В конце 1960 гг. на кафедре «Автомобильный транспорт» под рук. Л. Г. Анискина и В. Н. Прокопьева организована «Лаборатория диагностики автомобилей». В это время в Челябинске вышла книга преподавателя кафедры И. Н. Аринина в соавторстве с М. П. Сергеевым «Комплексный контроль техн. состояния автомобилей», в которой излагались основные принципы проектирования роликовых диагностических стендов. Первый полнокомплектный стенд разработан в 1969. На базе лаборатории было создано научно-производственное объединение, включающее кафедру «АТ» и конструкторско-технологическое бюро Южно-Уральского территориально-транспортного управления. Над стендами работали: В. Н. Прокопьев, Р. Н. Четин, И. В. Рудаков, В. Н. Теплов, В. В. Иванов, Г. А. Смыслов, Б. Н. Шустерман, В. И. Томахин, Г. Н. Волченко, А. И. Кудрин, М. К. Ветров, А. И. Коровин, Н. С. Маляр, Ю. В. Рождественский, И. Г. Рудич, Н. А. Зубарев, В. И. Анискин, А. В. Шихалеев и др. Для разработки электронной части оборудования привлекались сотрудники Приборостроительного факультета ЧПИ: Р. П. Чапцов, Г. А. Никитин, А. С. Боков, А. П. Сибриков, В. В. Крымский. Всего разработано более 10 модификаций, а Челябинским авторемонтным заводом выпущено около 800 диагностических стендов, которые поставлялись во все регионы СССР. Коллектив кафедры «АТ» награжден более чем 20-ю медалями ВДНХ СССР. В 1973 награжден Почетным дипломом международной выставки «Автосервис-73». В 1975 очередная модель демонстрировалась на Лейпцигской ярмарке в ГДР. В дальнейшем была разработана компьютеризированная диагностическая линия, освоено производство новых видов оборудования: люфт-детекторов, площадок для контроля увода управляемых колес. Здесь участвовали преподаватели А. С. Фишер, К. В. Гаврилов, К. В. Прокопьев, инженеры А. Ю. Степанов, А. А. Кузнецов; расчеты диагностического оборудования обобщены доцентом А. И. Кудриным. Совершенствование оборудования для диагностики продолжается и сейчас, в 2013 кафедра разработала стенд для диагностики ходовых тележек низкопольных трамваев. По результатам работы лаборатории защищены 4 кандидатские диссертации.
В 1980 организована ОНИЛ «Газовые конденсаты», которую возглавил д.т.н. А. П. Ставров. С 1970 гг. он занимался использованием топлив из газоконденсатных месторождений. В лаборатории разрабатывали дизельные топлива и бензины широкого фракционного состава. Среди нескольких видов топлив – ГША, ГШЗ и ГШЛ. Аббревиатура означает марки газоконденсатного арктического, зимнего и летнего топлив. Лаборатория до 1990 гг. занималась разработкой и испытанием топливной аппаратуры для многотопливных двигателей. По «топливному» направлению защитили докторские диссертации А. П. Ставров, А. Н. Лаврик, В. С. Морозова.
В 1983 создана первая в стране вузовско-академическая лаборатория (ВАЛ) «Триботехника», рук. д.т.н. А. Г. Бургвиц. В лаборатории стали концентрироваться работы ученых различных кафедр, формирующейся с 1960 гг. в ЮУрГУ научной школы гидродинамической теории смазки. В 1966 на кафедре АТ это научное направление для сложнонагруженных опор скольжения стал развивать В. Н. Прокопьев. В 1988 он становится зав. сектором трибоанализа гидро-газодинамических опор скольжения, а затем рук. лаборатории. Основные работы лаборатории выполнялись с ведущими научными центрами и моторостроительными заводами страны по повышению надежности подшипников коленчатого вала, турбокомпрессоров, цилиндро-поршневой группы ДВС, гироскопических приборов и устройств. Разработаны десятки компьютерных программ, предложены новые техн. решения, защищены 3 докторские и 20 кандидатских диссертаций. С 2009 лабораторией рук. д.т.н. Ю. В. Рождественский. В 2013 по программе Научно-исследовательского университета лаборатория получила уникальное оборудование для анализа смазочных масел и материалов пар трения. Развиваются связи с РАН, зарубежными центрами. По работам вузовской академической лаборатории в 2010–2011 издана монография «Динамика и смазка трибосопряжений поршневых и роторных машин».
Лабораторию «Моделирование ходовых систем тракторов» для исследования в широком диапазоне ходовых систем гусеничных тракторов создал к.т.н., проф. Б. Н. Пинигин в 1970 гг. на кафедре «Автомобили». Здесь участвовали в СНО и НИР около 500 студентов, 77 из них стали соавторами изобретений. Всего в лаборатории до середины 2000 гг. зарегистрировано 100 изобретений, 24 внедрены в производство и учебный процесс, защищено 4 кандидатские диссертации.
Лаборатория испытаний полноразмерных двигателей большой мощности создана на АТ-факультете по программе Научно-исследовательского университета в 2012. Рук. – зав. кафедрой «КГМиА» к.т.н., проф. В. Н. Бондарь. Лаборатория оснащена уникальными стендами фирмы «Horiba», позволяющими испытывать и исследовать ДВС от 400 до 1500 кВт на различных режимах.
Доцент А. А. Малозёмов проводит занятия
в лаборатории «Силовые установки»
Доцент А. А. Малозёмов проводит занятия
в лаборатории «Силовые установки»