Научные школы
АТ-факультета
Стратегия роста АТ-факультета основана на развитии научных школ по приоритетным направлениям деятельности:– совершенствование рабочего цикла ДВС и процессов его составляющих для повышения топливной экономичности, мощности и снижения выбросов вредных веществ отработавшими газами «Школа И. И. Вибе»;
– повышения надежности и ресурса трибосопряжений машин и механизмов «Школа В. Н. Прокопьева»;
– повышение качества современных моторно-трансмиссионных установок и шасси колесных и гусеничных машин «Школа М. Ф. Балжи».
Развитие научных исследований на кафедре «ДВС» в значительной мере определялось деятельностью д.т.н., проф. И. И. Вибе, который в 1960 гг. предложил относительно простое уравнение выгорания топлива в цилиндре двигателя. Используя выявленные закономерности выгорания топлива, он разработал новый метод расчета рабочего цикла поршневых ДВС, а затем – и новые методы анализа процессов в двигателе. Под его рук. преподаватели одними из первых в стране применили ЭВМ для расчета и исследования рабочего цикла двигателя. Его монография до сих пор является настольной книгой многих двигателистов-исследователей в нашей стране и за рубежом.
В 1970–1980 гг. на кафедре проводился цикл расчетно-теоретических и экспериментальных работ по двигателям с переменной степенью сжатия (д.т.н. Б. А. Шароглазов). Открываются ОНИЛ транспортных дизелей (д.т.н. Г. Д. Драгунов) и ОНИЛ газовых конденсатов в качестве топлива для двигателей (д.т.н. А. П. Ставров). Реализуется комплекс НИР по совершенствованию процессов топливоподачи и смесеобразования, по многотопливности, созданию газодизеля (д.т.н. А. Н. Лаврик и д.т.н. Е. А. Лазарев). В 1990–2000 гг. выполнены работы по созданию электронного регулятора для управления топливоподачей в дизелях (д.т.н. В. М. Бунов), совершенствования топливной аппаратуры (д.т.н. В. С. Морозова, д.т.н. В. Е. Лазарев). В 2010 гг. проводятся НИР по двигателям с объемным распределением гомогенного заряда (д.т.н. В. Г. Камалтдинов). «Школа И. И. Вибе» на кафедре «ДВС» развивается.
На кафедре «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей» под рук. В. Н. Прокопьева создана и развивается научная школа гидродинамической теории смазки. Большая научная работа проводится и в вузовско-академической лаборатории «Триботехника» с 1988, возглавляемой д.т.н. В. Н. Прокопьевым. Главное направление научных исследований – гидродинамический расчет и проектирование подшипников жидкостного трения транспортных двигателей и турбомашин. По этой тематике защищены десятки кандидатских диссертаций, в т.ч. сотрудниками кафедры В. Н. Анисимовым, Н. С. Маляром, М. К. Ветровым, М. К. Ахтямовым, А. К. Бояршиновой, Е. А. Задорожной С. С. Родиным, К. В. Гавриловым, Н. А. Хозенюк, А. С. Фишером, И. Г. Левановым и др. Научная школа получила мировое признание. Труды В. Н. Прокопьева и его учеников публикуются в академических журналах, в т.ч. зарубежных. Доклады заслушиваются на международных семинарах, симпозиумах и конгрессах в Австрии, Великобритании, Германии, Греции, Израиле, США, Югославии, Южной Корее. Разработки используются ведущими отечественными машиностроительными предприятиями и зарубежными фирмами. Защищены 3 докторские диссертации (В. Н. Прокопьев, В. И. Суркин, Ю. В. Рождественский), издана монография «Динамика и смазка трибосопряжений поршневых и роторных машин», обновлено оборудование в лаборатории.
В 1950–1960 гг. под рук. д.т.н. М. Ф. Балжи на кафедре «КГМ» развивалось научное направление по инерционным и гидродинамическим бесступенчатым передачам – «Школа Балжи». Создавались различные конструкции трансмиссий для гусеничных и колесных машин. По тематике были защищены 3 докторские и 13 кандидатских диссертаций. В 1970–1990 гг. направление продолжало развитие под рук. к.т.н. М. И. Злотника, получено более 50 патентов, защищено 14 кандидатских диссертаций. Воспитанники щколы: д.т.н. А. И. Леонов, В. И. Пожбелко, А. Ф. Дубровский, С. В. Кондаков; к.т.н. М. И. Злотник, С. М. Крупицкий, С. Ф. Харин, Б. Л. Диковский, Б. Н. Крылов, С. П. Баженов, Р. Н. Болдырев, А. А, Дворниченко, В. А. Лившиц и др.
В последние годы на факультете появляется новая научная школа д.т.н. О. Н. Ларина, зав. кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта». Прошло несколько защит кандидатских диссертаций, посвященных транспортным проблемам.