НИИ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ.
ЧЕЛЯБИНСК
Создан в 1961 как Челябинский филиал НАТИ (Научный автотракторный институт) – отраслевой институт по промышленным тракторам и машинам на их базе. Первый директор – зам. гл. конструктора ЧТЗ К. И. Завьялов. В 1978–1987 институт возглавлял А. С. Авраменко, в 1987–1991 – А. А. Дворниченко, в 1991–2011 – В. Н. Бондарь. ЧФ НАТИ в 1992 был преобразован в Гос. НИИ по промышленным тракторам (ГосНИИПТ), а в 2004 – в ОАО «Научно-исследовательский институт автотракторной техники» (НИИ АТТ). Новый отраслевой НИИ формировался в основном из молодых инженеров. К 1965 их работало уже 139, половина – выпускники АТ-факультета. В 1962 создается Уральская научно-исследовательская и испытательная станция филиала (УралНИИС) для проведения полигонных испытаний тракторных агрегатов. В УралНИИС проводились сравнительные испытания тракторов ЧТЗ, АТЗ, ОТЗ, ЛТЗ, ПТЗ и зарубежных фирм «Катерпиллер» и «Аллис-Чалмерс» (США), «Комацу» (Япония), «Бенато», «Норальп» и «Ришар-Континенталь» (Франция), «Джон-Фаулер» и «Виккерс» (Англия), «Хеншел» и «Гономаг» (ФРГ). В 1960 гг. были разработаны «Общие техн. условия», по которым были созданы первые отечественные промышленные тракторы. Была создана динамометрическая лаборатория со стендами с тягой до 30 т, позволившая провести сертификационные испытания самого мощного (на тот период) трактора ДЭТ-250 (ЧТЗ), спроектирована система предпусковой подготовки дизелей при температурах до минус 60 °С. В 1970 завершено строительство испытательного корпуса, а в 1975 был запущен последний, 24-й стенд. Институт стал обладателем одной из лучших в отрасли экспериментальных баз. Проводили эту емкую работу выпускники АТ-факультета: В. И. Барышев, А. В. Брунов, В. А. Будим, Д. Г. Валиахметов, Э. А. Ган, Ю. В. Гинзбург, А. И. Демидов, В. Л. Довжик, Ю. М. Землянский, В. В. Кавунов, Е. А. Лазарев, А. П. Михеев, А. Я. Найштут, В. Н. Павлов, Б. И. Панкевич, Б. Н. Поликаренков, Ф. Е. Портной, И. М. Рощин, В. Н. Смагин, А. А. Шаламов, А. И. Швед, А. А. Яснов. Возглавлял научную работу зам. директора по научной работе, бывший зав. кафедрой «ДВС» А. П. Сташкевич. За 1970 гг. институтом было внедрено более 100 разработок, получено около 100 авторских свидетельств на изобретения, издано 2 монографии, защищено более 20 кандидатских диссертаций. Важнейшим заданием на 1980 гг. было создание типоразмерного ряда унифицированного семейства прогрессивных промышленных тракторов классов 6, 10, 15, 25, 35, 50, 75, 100 и организация их производства на ЧЗПТ, ЧТЗ и ПТЗ. К середине 1980 гг. были изготовлены опытные образцы тракторов Т-25.01, Т-35.01 и Т-50.01 в г. Чебоксары, тракторов Т-10.01, Т-15.01 и Т-75.01 на ЧТЗ и др., которые по техн. уровню отвечали требованиям международного рынка. Были изготовлены 2 образца трактора Т-6.01 с гидромеханической и гидростатической трансмиссиями, оба с регулируемым клиренсом (гл. конструктор – Ю. И. Чирихин). К 1986 были завершены испытания радиоуправляемых бульдозерных агрегатов на базе тракторов Т-130. Рук. работ был выпускник АТ-факультета В. И. Курченков. После аварии на Чернобыльской АЭС машины с бригадой специалистов института были доставлены в Чернобыль, где ими была произведена расчистка территории от радиоактивых осколков, что позволило допустить строителей к созданию саркофага. За участие в ликвидации последствий аварии отмечены выпускники АТ-факультета: В. Н. Бондарь, В. И. Курченков награждены орденами, В. В. Герцев – медалью. За 1980 гг. внедрено более 150 разработок, получено более 220 авторских свидетельств, защищено более 10 кандидатских диссертаций. Издана книга «Промышленные тракторы», авторы – выпускники АТ-факультета Ю. В. Гинзбург, А. И. Швед. В 1988 завод экспериментальной техники (ЗЭТ) приступил к изготовлению практически всех узлов и систем тракторов, элементов стендового оборудования, оригинальных деталей. В 1992 Челябинский филиал НАТИ преобразован в НИИ по промышленным тракторам (ГосНИИ ПТ). За 1990 гг. здесь внедрено свыше 50 разработок, получено свыше 80 авторских свидетельств на изобретения и 15 патентов РФ. В 1985–1992 была создана современная экспериментальная база для проведения испытаний двигателей спец. назначения: климатическая камера (В. В. Герцев, И. А. Захаров, Г. Н. Верещагин); ОЦУ В2 и ОЦУ 2В (к.т.н. В. И. Коляденко, Ю. Д. Кленин); стенд для проведения ускоренных испытаний двигателей типа В2 и 2В (к.т.н. С. Т. Леонтьев, В. И. Сапроненок, Г. Н. Котов); лаборатория ГСМ (к.х.н. Р. И. Синявская, Н. И. Скиндер); одноцилиндровая установка для отработки рабочего процесса двигателей семейства 2В (В. И. Коляденко и Ю. И. Архипов). В 1995–1999 созданы органы по сертификации продукции машиностроения и нефтепродуктов, систем качества, испытательные лаборатории (рук. – В. Н. Бондарь). В 2003–2011 на базе института работала кафедра «Спец. и дорожно-строительные машины». С 2012 директор института – А. А. Ткаченко.
В. Бондарь
В. Бондарь