ПОЛИГОНЫ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ,
ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Завершающим этапом каждого предприятия автотракторной отрасли является полигон, где проводятся испытания каждой модели как на месте, так и при ходовых испытаниях на дорогах и в бездорожье. Среди выпускников АТ-факультета много испытателей автомобилей, тракторов, дорожной и военной техники.В числе первых испытателей был аспирант НАМИ Л. Г. Анискин, он проводил испытания на дорогах грузовиков и легковых автомобилей, в т.ч. «Победы» в 1949–1950 гг. А. М. Акоев испытывал первые модели «АВТОВАЗа» в районе Воркуты, на полюсе холода в Оймяконе, на Памире и в пустынях Средней Азии. При этом дополнительные испытания проводились при экспортной поставке. Машины направлялись по сложнейшим маршрутам. А. М. Акоев объезжал новые модели ВАЗов, даже в жаркой Аризоне, в США. А. А. Борисов испытывал «Уралы» в Анголе, Египте, Саудовской Аравии. В. М. Куксов испытывал «КамАЗы» в ЮАР. В жаркой Индии и Малайзии обеспечивали экспортную поставку танков П. А. Жуйков, Н. А. Молодняков и др.
В 1962 создается Уральская научно-исследовательская и испытательная станция (УралНИИС) для проведения полигонных испытаний тракторных агрегатов. Здесь проводились сравнительные испытания тракторов ЧТЗ, АТЗ, ОТЗ, ЛТЗ, ПТЗ и зарубежных фирм «Катерпиллер» и «Аллис-Чалмерс» (США), «Комацу» (Япония), «Бенато», «Норальп» и «Ришар-Континенталь» (Франция), «Джон-Фаулер» и «Виккерс» (Англия), «Хеншел» и «Гономаг» (ФРГ). Проводили эту емкую работу выпускники АТ-факультета. По результатам выпущена книга Ю. В. Гинзбурга и А. И. Шведа – одна из первых по промышленным тракторам в стране.
Испытаниями тракторных агрегатов ЧТЗ долгое время руководил В. И. Костюченко, этим вопросам была посвящена его кандидатская диссертация.
В России два крупных автомобильных полигона. В числе основателей и руководителей этих полигонов есть выпускники АТ. Рук. Дмитровского автополигона НАМИ под Москвой, созданного в 1960 гг., были лауреаты премии Совета министров СССР И. В. Балабин, В. К. Лец. Зам. директора полигона работал Э. И. Жук, зав. сектором испытаний – Ю. Н. Сенчук.
Полигон «АВТОВАЗа» – один из самых крупных и современных в стране и мире, создавался в начале 2000 гг. Он представляет собой кольцевую дорогу – овал 10 км, двухкилометровые прямые и виражи. Общая площадь около 400 га. Использована система спутникового сопровождения испытываемых автомобилей. Проходят испытания новые модели на полигоне с пробегом до 150 тыс. км в самых сложных и разнообразных условиях. В числе основателей полигона рук. управления испытаний НТЦ «АВТОВАЗа» А. М. Акоев, нач. комплекса испытательных дорог – В. Н. Костяков.