САДОВСКИЙ Сергей Степанович
(р. 10.06.1937, с. Леонидовка Чишминского района, Башкирская АССР)К.т.н. (1983), с.н.с. (1988), доц. (1992). В 1960 окончил ЧПИ по специальности «ДВС», направлен на ЧТЗ в СКБ-75: прошел путь от инженера-конструктора до инженера-конструктора 1-й катег. Занимался разработкой конструкций картеров, приводов агрегатов, закрытой системы вентиляции картера серийных и опытных танковых двигателей В-2. С 1968 по 1975 – в ЧФ ВНИИТМ (ныне СКБ «Турбина»): нач. конструкторского отдела и зав. сектором. Организовывал конструкторский отдел. Рук. проектированием стендов для исследования танковых двигателей, участвовал в работах по повышению надежности узлов КШМ двигателя В-2 и 5ТФД. Под его рук. и при его непосредственном участии спроектированы, изготовлены и внедрены в отрасли одно- и двухцилиндровые экспериментально-исследовательские дизели П-5, П-6, П-9, позволившие создать базу для экспериментального обоснования параметров танковых дизелей нового семейства 2В (ЧН15/16). Занимался анализом перспективности применения в танках роторного и бесшатунного дизелей, руководил конструкторским анализом американского танкового дизеля «Континенталь». С 1975 – в ЧПИ (ЮУрГУ): научный сотрудник, с 1979 – зав. ОНИЛ «Транспортные дизели», в открытие которой внес значительный вклад. Рук. и участвовал в совместных работах лаборатории с ГСКБ «Трансдизель» по разделам: форсирование по мощности, профилирование камеры сгорания; обеспечение форсажных режимов танковых двигателей В-2 и 2В. Разработанная в его диссертации камера сгорания внедрена в новом семействе транспортных дизелей 6ЧН15/16 и 12ЧН15/16. Методика расчета профиля камеры сгорания объемного смесеобразования включена в 1989 ЦНИИ моторостроения (Москва) в «Каталог программных средств по расчету процессов в дизелях». В 1987–1989 внедрен и запатентован разработанный под его рук. и при его непосредственном участии «Способ кратковременного форсажа дизеля», примененный в танковом дизеле В-84МС, и др. С 1976 вел преподавательскую работу по совместительству на вечернем факультете, читал лекции по процессу сгорания топлива на курсах повышения квалификации. С 1992 по 2004 – доцент кафедры «Детали машин» ЮУрГУ. Автор 27 печ. работ, учебно-методического пособия, 6 авторских свидетельств и 2 патентов РФ на изобретения, 3 изобретения внедрены в производство.