ТАНКИ.
Разработки Челябинского
Кировского завода, ЧТЗ
Производство тяжелых танков КВ было начато (первые образцы) на ЧТЗ в конце 1940. Гл. конструктором отдела в июне 1941 был назначен Н. Л. Духов, вед.конструктор тяжелого танка КВ – «Клим Ворошилов». После начала войны ЧТЗ объединяется с Харьковским дизельным заводом и Кировским заводом в Ленинграде под этим названием. За годы войны разработано и отправлено на фронт 13 моделей боевых машин, в т.ч. модификации КВ и ИС, тяжелых самоходных артиллерийских орудий СУ-152, ИСУ-122. С 1944 в разработке танков участвуют первые преподаватели и студенты ЧММИ, в их числе Н. Л. Духов, Ж. Я. Котин, М. Ф. Балжи, М. И. Ижевский, Г. А. Манилов, А. Д. Крюков и др. ЧТЗ специализировался преимущественно на тяжелых танках, разработка и производство их были прекращены в 1950-х гг. КВ-3. Масса – 51 т, пушка – 76 мм, боекомплект – 111 выстрелов, двигатель – дизель В-2, мощность – 700 л.с.; КВ-85. Масса – 46 т, мощность – 600 л.с., пушка – 85 мм; КВ-8. Огнемет АТО-41, пушка – 45 мм, пулемет. ИС-1, 2, 3. Пушка – 122 мм, 3 пулемета, в т.ч. крупнокалиберный. ИС-4. Масса – 60 т, скорость – 43 км/ч, пушка – 122 м. Послевоенное семейство тяжелых танков. Т-10-10А. Масса – 50 т, экипаж – 4 чел., двигатель – В-2, мощность – 750 л.с., пушка – 122 мм, 2 пулемета – 12,7 мм; Т-10А (данные Т-10). Легкий плавающий танк ПТ-76. Масса – 14 т, скорость – 44 км/ч, на плаву – 10,2 км/ч, пушка – 76 мм, пулемет – 7,62 мм. Серийное производство организовано на Волгоградском тракторном заводе. Боевая бронемашина на воздушной подушке (1960); ракетный танк – «объект 775» (1962). Масса – 36 т, пусковая ракетная установка калибром 125 мм, боекомплект ракет – 72, мощность дизеля – 700 л.с., скорость – 66 км/ч. После прекращения разработки тяжелых танков в ГСКБ-2 ЧТЗ в 1960–1980-е гг. создавались легкобронированные машины, БМП, шла совместная с УКБТМ и Уралвагонзаводом работа по созданию танков: Т-54, Т-55, Т-62; ИТ-1 – истребитель танков, Т-72, Т-90 и др., разработке для них силовых установок.
Разработки Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения – УКБТМ, Уралвагонзавод, г. Нижний Тагил
В годы ВОВ Уралвагонзавод специализировался на выпуске средних танков Т-34, как и в послевоенные годы. После войны проектируются новые машины. ГСКБ-2 и ЧТЗ продолжали участие в этих боевых машинах главным образом работами по силовым установкам. В середине 1945 проектируется «объект 140», который принят на вооружение как танк Т-54. В 1958 разработан и поставлен на производство «объект 155» – танк Т-55, затем Т-55А с ПТУР, с нарезной (100 мм) пушкой, мощность двигателя до 580 л.с., противорадиационная защита. Танки шли на экспорт несколько десятилетий, лицензии продавались в Китай, Польшу, Чехословакию. В 1960–1970-е гг. идет модернизация танка, появляется новый «объект 166» – танк Т-62. Модернизация вооружения – пулемет, лазерный дальнометр и т.д. Создан истребитель танков ИТ-1 с управляемой ракетой, радиокомандной системой, ведением огня с ходу. В 1974 поставлен на конвейер Т-72. В последующие годы созданы Т-90, Т-90С и др. машины. Разработка и выпуск двигателей для танков на ЧТЗ продолжается и в настоящее время. В разработке всех машин принимали самое активное участие выпускники АТ-факультета и прежде всего кафедры «КГМ». Выпускники АТ по-прежнему требуются на этих заводах.
1. Тяжелый танк Т-10М. 2. Ракетный танк.
3. Легкий плавающий танк ПТ-76. 4. Тяжелый танк «Объект 770»
1. Тяжелый танк Т-10М. 2. Ракетный танк.
3. Легкий плавающий танк ПТ-76. 4. Тяжелый танк «Объект 770»