ТРАКТОРЫ ЧТЗ
Преподаватели и выпускники АТ-факультета начали участвовать в разработке тракторов и постановке их на производство в послевоенные годы. Первый трактор «Сталинец» С-65 выпускали, по сути, с американской модели. С 1944 началась подготовка к выпуску трактора С-80. В создании и постановке на производство уже принимали участие «атешники».
С-80 (1946–1958). Двигатель – дизель КДМ-46, мощность – 92 л.с. при 1000 об/мин, масса – 11 400 кг, скорости движения: вперед – 5-2,3…9,6 км/ч, назад – 4-2,7…8,7 км/ч, тяговые усилия – 1500…8800 кг. Агрегатировался с различными машинами и орудиями (более 100 наименований). Выпущено 200 296 тракторов. На базе С-80 был изготовлен трактор СГД-80 с газогенераторным двигателем.
С-100 (1956–1964). Двигатель – дизель КДМ-100, мощность – 100 л.с. при 1050 об/мин, масса – 11 400 кг, скорости движения: вперед (5 передач) – 2,4…10,1 км/ч, назад (4 передачи) – 2,8…7,6 км/ч, тяговые усилия – 1500…9400 кг. На базе трактора С-100 освоен массовый выпуск тракторов С-100ГП и С-100ГС, оснащенных универсальной раздельно агрегатной гидравлической и навесными системами. Для выполнения работ на слабых грунтах организован выпуск болотоходного трактора С-100Б, а также его гидрофицированных модификаций С-100БГП и С-100БГС. Колея этих тракторов увеличена на 400 мм, башмак гусеницы шириной 1000 мм, давление на грунт снижено до 0,24 кг/см2. В 1958 для Антарктической экспедиции на базе С-100Б изготовлена партия тракторов С-100А, на которых впервые был установлен турбонаддув для обеспечения нормальной работы двигателя на высоте до 4000 м над уровнем моря. Всего выпущено 124 416 тракторов.
Т-100М, Т-100МЗ (1963–1983). Двигатель – дизель Д-108, мощность – 108 л.с. при 1070 об/мин, масса – 11 400 кг, скорости движения: вперед (5 передач) – 2,4…10,1 км/ч, назад (4 передачи) – 2,8…7,6 км/ч, тяговые усилия – 1500…9000 кг. Трактор Т-100М (Т-100МЗ) является модернизацией трактора С-100. В ходе производства в этот трактор введен ряд новых узлов, являющихся составными частями нового трактора Т-130. Трактор Т-100МГП-5 с газоочисткой для подземных работ оснащался системой очистки на заводе им. Пархоменко (г. Джезказган). С 1963 по 1975 выпущен 278 101 трактор Т-100М, с 1973 по 1983 – трактора Т-100МЗ. Т-130 (Т-130М) (1969–1988). Двигатель – дизель Д-140, мощность – 140 л.с. при 1070 об/мин, масса – 12720 кг, скорости движения: вперед (8 передач) – 3,2…10,5 км/ч, назад (4 передачи) – 3,1…8,5 км/ч, тяговые усилия – 2100…9400 кг. Тракторы Т-130 с двигателем, оснащенным турбокомпрессором ТКР-11Н, выпускались в различных модификациях с гидронавесными системами, болотоходные и др. В 1983 за счет изменения коробки передач осуществлен переход на трактор Т-130М с увеличенными тяговыми усилиями. Трактор Т-130 стал основой коренной реконструкции ЧТЗ. Трактор Т-130Б является болотоходной модификацией. В период разработки конструкции трактора Т-130 были изготовлены опытные образцы тракторов: Т-130А – для работы в северных районах; Т-130П – для эксплуатации при высоких температурах окружающего воздуха (пустынный); Т-130ПГ – база под фронтальный погрузчик.
Трактор Т-170.1 (Т-170М.01, Т-170М1.01) (1988–2002). Двигатель – дизель Д-160.01 с турбонаддувом, мощность – 170 л.с. при 1250 об/мин, масса – 14 600 кг, скорости движения: вперед – 2,6…10,4 км/ч, назад – 3,0…10,2 км/ч, тяговые усилия – 2700…14 200 кг. В результате модернизации трактора Т-130М был разработан трактор Т-170.01, увеличена мощность двигателя до 170, а затем до 180 л.с. и снижен удельный расход топлива. Ресурс трактора до первого капитального ремонта увеличили до 8, а затем до 10 тыс. мото-часов. В 1999 завод перешел на выпуск трактора Т-170М1 с новой каркасной кабиной и измененным внешним строением. Т-170.01 выпускался в 1988–2002.
Трактор Т-10.02 (1986–2002). Двигатель – дизель Д-160.03Г, мощность – 180 л.с. при 1250 об/мин, масса – 16 320 кг, тяговое усилие – 29500 кг. Трактор оснащен гидромеханической передачей, состоящей из трехколесного гидротрансформатора и трехскоростной реверсивной планетарной коробки передач.
В настоящее время выпускается целая серия колесных и гусеничных машин, оборудованных различными агрегатами: бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, экскаваторов, компакторов. Наибольший модельный ряд имеют бульдозеры.
Бульдозер Б11. Двигатель ЯМЗ-236, мощность – 190 л.с., масса – 18580–20900 кг, трансмиссия – гидромеханическая. Бульдозер Б12. Двигатель: ЯМЗ-236Б-4; мощность: 215 л.с.; масса: 23630–24520 кг; Трансмиссия: гидромеханическая. Бульдозер Б14. Двигатель – ЯМЗ-236Б-4, мощность – 230 л.с., масса – 23630–24520 кг, трансмиссия – гидромеханическая. Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-250М2. Двигатель – В-31М4, мощность – 323 л.с., масса – 37500–41500 кг, трансмиссия – электромеханическая.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400. Двигатель – ЯМЗ-7511.10-34, мощность – 370 л.с., масса – 44500 кг, трансмиссия: электромеханическая. Бульдозерно-рыхлительный агрегат Т-75-01.(Т-800). Двигатель – 6ДМ-21Т, мощность – 820 л.с., масса – 106000 кг, трансмиссия – гидромеханическая.
Бульдозер Б14
Бульдозер Б14