«Транспортные дизели». ОНИЛ –
отраслевая научно-исследовательская лаборатория
Лаборатория ОНИЛ организована в 1970-х гг. по инициативе И. Я. Трашутина и В. И. Бутова. Научный рук. – д.т.н. Г. Д. Драгунов, зав. лабораторией – к.т.н. С. С. Садовский. Совместно с исследовательским отделом ГСКБД развернулись поисковые работы по рабочему процессу и конструкциям узлов кривошипно-шатунного механизма, агрегатам наддува и топливной аппаратуре дизелей типа 2В (ЧН 15/16) и совершенствованию базовых серийных танковых дизелей семейства В2 (Ч15/18 и ЧН15/18). В лаборатории в сжатые сроки были созданы стенды и установки: по регистрации смесеобразования в условиях, близких к реальным по геометрии камеры сгорания, плотности и температуре воздуха; по исследованию топливной аппаратуры; стенды одноцилиндрового и полноразмерного дизеля; стенд холодных испытаний полноразмерного дизеля; установка обеспечения высокоэнергетического электроразряда при впрыске топлива в процессе пуска при экстремально низких температурах; установка для испытаний подогревателей впускного воздуха.
Ведущими специалистами по выполнению тем и направлений исследований являлись Г. Д. Драгунов, С. С. Садовский, С. С. Никифоров, А. В. Губарев, В. М. Сергеев, В. Г. Камалтдинов, Л. К. Зайцев, Е. Ж. Васильев, Г. А. Горшенин, В. Г. Галичин. Участие в создании стендов, установок и проведении испытаний приняли В. Г. Заслонов, А. Д. Инфантьев, А. Е. Качан, Г. С. Козлова, А. М. Шитиков, С. И. Степанов, И. С. Липатников, И. С. Капитонов, В. В. Вязовский, Н. Г. Вересов, С. И. Лабунько, О. Р. Зубова, В. И. Губарева, А. И. Рыльков, Н. В. Баранов и др. В работе ОНИЛ принимали участие сотрудники ГСКБД В. И. Бутов, В. Я. Ласюченко, С. С. Зябликов, Ю. А. Епанешников, В. И. Олейников, Б. А. Мурдасов, В. В. Егоров, А. Е. Меркушев, Ю. Р. Овсянников, В. И. Гордеев. Были проведены расчетные исследования рабочего цикла, топливоподачи, газообмена, смесеобразования и сгорания, создан комплекс математических моделей и программ для ЭВМ, отражающих процессы в танковом дизеле с газотурбинным наддувом. Комплекс методик и программ расчетов пополнился уникальными новыми составляющими: оптимального профилирования камеры сгорания при объемном смесеобразовании; расчета профиля кулачков топливного насоса для обеспечения требуемой характеристики топливоподачи; проектирования и расчета систем динамического (инерционного) наддува; поэлементного анализа проточной части лопаточных турбомашин; расчета параметров систем обеспечения холодного пуска форсированного транспортного дизеля как с использованием подогревателя воздуха, так и электроразрядных устройств; расчета электронно-ионного способа подготовки и воспламенения топлива в цилиндре дизеля при экстремально низких температурах и отсутствии подогревателей; расчета температурных полей поршня.
Для выполнения боевых задач танку необходим форсажный режим, превышающий номинальные показатели. Работы позволили установить, что подача определенной порции топлива в воздух перед поступлением его в цилиндр обеспечивает прирост мощности без повышения температуры отработавшего газа. Скорость и приемистость машины возросли на 10–12 %, этот способ применен на танковом дизеле В84МС и его последующих модификациях.
В 1990-х гг. ОНИЛ включилась в совершенствование дизелей В2Ч8,2/7,8, применяемых на малогабаритном тракторе «Уралец». Был поставлен в производство двухтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения РД2(1Д6,7/5,8), предназначенный для средств малой механизации.
Г. Драгунов, С. СадовскийВ лаборатории «Транспортные дизели».
В. М. Сергеев (слева) и Г. Д. Драгунов (справа)