«ТРИБОТЕХНИКА». ВУЗОВСКО-
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Формирование научной школы гидродинамической теории смазки в ЮУрГУ относится к 1960-м годам и связано с именами А. Т. Полецкого, А. Г. Бургвица, Г. А. Завьялова и В. Н. Прокопьева. Работы велись одновременно на кафедрах «Теоретическая механика», «Теория механизмов и машин», «Гироскопические приборы и устройства», «Гидропривод и гидро-пневмоавтоматика». В 1966 на кафедре «Автомобильный транспорт» это научное направление стал развивать В. Н. Прокопьев. Для объединения этих работ в 1983 создана первая в стране вузовско-академическая лаборатория «Триботехника», рук. д.т.н. А. Г. Бургвиц. В 1988 В. Н. Прокопьев становится зав. сектором трибоанализа гидро-газодинамических опор скольжения, а затем рук. лаборатории. С 2009 рук. лаборатории – Ю. В. Рождественский. На Уральском турбомоторном заводе возглавляемый В. Н. Прокопьевым коллектив принимает участие в создании подшипников коленчатого вала нового семейства мощных автомобильных двигателей типа ДМ21 для большегрузных автомобилей. На Ярославском моторном заводе, Московском автомобильном заводе АЗЛК, Барнаульском заводе транспортного машиностроения внедряются новые программные комплексы расчета подшипников коленчатого вала. В ГСКБ по двигателям средней мощности (г. Харьков) для новых быстроходных тракторных дизелей СМД-60 внедрена новая конструкция вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. Разработанные методы применяются в Омском филиале НИАТ для подшипников поршневых компрессоров домашних холодильников. В Челябинском филиале НАТИ за счет профилирования опор скольжения решались задачи повышенной надежности шестеречатых гидромашин. На ЧТЗ внедрена новая конструкция подшипников турбокомпрессора. В 1986 В. Н. Прокопьев защитил докторскую диссертацию, создав прочный фундамент для дальнейшего развития научного направления. Он вошел в состав Научного совета по трению и износу Академии наук СССР. Основными направлениями работы лаборатории стали гидродинамические трибосопряжения и системы их смазки. Решаются прикладные задачи по моделированию: подшипников скольжения многоопорных валов поршневых и роторных машин, динамики трибосопряжения «поршень-цилиндр», смазочных систем. Разработанная гидродинамическая теория смазки сложнонагруженных опор скольжения получила широкую известность в стране и за рубежом. Отдельные положения работ вошли в отраслевую методику РД 23.3.6089 «Методика гидродинамического и теплового расчета подшипников коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания». В 1990-х гг. в лаборатории стали проводиться исследования по методам решения связанных задач динамики и смазки трибосопряжений поршневых и роторных машин. Их итоги закреплены патентами на программные комплексы, оригинальные конструкции поршней и смазочных систем. В 2000 г. докторскую диссертацию защитил руководитель этих работ Ю. В. Рождественский. В 1990–2000 гг. защитили кандидатские диссертации А. К. Бояршинова, Е. А. Задорожная, Ю. Иванов, С. С. Родин, К. В. Гаврилов, Н. А. Хозенюк, А. С. Фишер, И. А. Леванов, И. В. Мухортов. Результаты работ докладывались на международных конгрессах по трибологии (WTC) в Англии, Австрии, США, Японии, Италии. Сегодня в лаборатории работает молодое поколение исследователей: И. Г. Леванов, А. А. Дойкин, А. А. Мыльников, С. В. Чернейко, А. А. Асауляк. С 1993 стала развиваться учебная дисциплина «Основы триботехники». Укрепились научные связи с институтами РАН, зарубежными лабораториями и вузами. В 2012 лаборатория оснащена новейшим оборудованием для исследования различных свойств масел, в том числе неньютоновских, материалов трибосопряжений.
Ю. Рождественский
Лит. Динамика и смазка трибосопряжений поршневых и роторных машин: монография / В. Н. Прокопьев, Ю. В. Рождественский, В. Г. Караваев, Е. А. Задорожная, А. К. Бояршинова, К. В. Гаврилов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2010 – Ч. 1 , 2011 – Ч. 2.
Монография посвящена решению задач динамики и смазки сложнонагруженных опор скольжения, разработке методического, алгоритмического и программного обеспечения для расчета гидродинамических трибосопряжений поршневых и роторных машин. Материалы монографии могут быть использованы специалистами в обл. триботехники, студентами машиностроительных специальностей и направлений.