ТУРБОМОТОРНЫЙ ЗАВОД.
г. ЕКАТЕРИНБУРГ
Завод был основан в 1938 как турбинный. В 1941 здесь было размещено эвакуированное дизельное производство Кировского завода из Ленинграда и начат выпуск двигателей для боевых машин. Завод стал моторным, здесь было организовано спец. конструкторское бюро по моторостроению (СКБМ). До 1970 специалисты СКБМ участвовали в проектировании дизелей мощностью от 150 до 800 л.с. и дизель-генераторов по заказам оборонной промышленности и гражданских предприятий на базе дизеля В2, который в военные годы устанавливался на танки Т34. В 1972 в СКБМ была организована группа, которая начала разработку нового типа дизелей ЧН 21/21 (заводское обозначение ДМ21) с V-образным (под 90°) расположением цилиндров в 6-, 8- и 12-цилиндровом исполнении мощностью 900–2400 л. с. для карьерных автосамосвалов БелАЗ особо большой грузоподъемности (75–200 т). По многим узлам, в частности подшипникам коленчатого вала, работы велись совместно со специалистами АТ-факультета. Были созданы производственные мощности для серийного выпуска дизелей ДМ21, в 1981 началась регулярная их поставка на БелАЗ. В СКБМ был спроектирован и поставлен на ЧТЗ дизель 6ДМ21Т для тракторов Т800. Дизели 8ДМ21 и 6ДМ21 поставлялись для сварочных агрегатов и буровых электросиловых установок на завод в Курске. С 1990 в СКБМ разработаны автоматизированные дизель-генераторы и дизель-электростанции мощностью 630–1600 кВт для судов военно-морского флота. Выпускаются быстроходные дизель-моторные установки мощностью 150–800 л. с., 1000–2400 л.с., дизель-генераторы и электростанции на базе серийных дизелей. С 2004 предприятие разделено на Уральский турбинный и Уральский дизель-моторный заводы. На турбомоторном заводе работало много выпускников АТ-факультета: Ю. Еремин, О. Садаков, Р. Набутовская, А. Селиванов, В. Можжов, зам. гл. конструктора Я. А. Гуревич, нач. бюро расчетов Ю. А. Габов и др.
Семейство паровых турбин
Семейство паровых турбин