Уралавтоприцеп.
Челябинский машиностроительный
завод автомобильных прицепов. ЧМЗАП
Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов – ЧМЗАП ОАО «Уралавтоприцеп» свою историю начинает с августа 1943 года. В 1964 году на ЧМЗАП был разработан прицеп грузоподъемностью 300 т. Позднее выпущенные заводом на этой конструкторской базе прицепы использовались для перевозки трансформаторов для Колымской ГЭС, научно-исследовательского корабля на озеро Иссыккуль, прокатных металлургических станов в город Жданов (Мариуполь). В 1985 на завод поступил гос. заказ на изготовление прицепной техники для перевозки космического корабля многоразового использования «Буран». При выполнении этого заказа впервые в СССР была разработана и применена подруливающая подвеска прицепа, управляемая оператором с дистанционного пульта, а в 1988 началась разработка суперприцепа грузоподъемностью 1300 т. В 1990, по заказам Минатома и Минэнерго, в серию пошли прицепы для комплектации автопоездов на 300 и 600 т, которые, в частности, использовались для перевозки реактора в Дзержинск, а позже перевозили уже другой реактор в Москву. Эти же модели перевозили оборудование для Нововоронежской АЭС, Атоммаша в Волгодонске, Ленэнерго в Санкт-Петербурге. В ХХI веке завод не останавливается в своем развитии. Созданы прицепы и полуприцепы для строительства олимпийских объектов в Сочи, полуприцепы-самосвалы европейского уровня типа «Носорог» и др. Производственная программа предприятия насчитывает более двухсот наименований прицепной техники четырех товарных групп, приспособленной для эксплуатации практически во всех климатических поясах земного шара от заполярного круга до экватора. Главной для завода была и остается товарная группа – прицепы и полуприцепы-тяжеловозы, включающая в себя несколько семейств. Первое семейство – это прицепы с пониженной высотой грузовой платформы, предназначенные, в первую очередь, для перевозки дорожно-строительной техники, грузоподъемностью от 4,8 до 38 т и высотой грузовой платформы 885 мм. Второе семейство – это прицепы и полуприцепы со средней высотой грузовой платформы. Грузоподъемность представителей этого семейства колеблется от 26 до 60 т. Высота грузовой платформы – 1170–1200 мм. Третье семейство – прицепы и полуприцепы с повышенной высотой грузовой платформы. Грузоподъемность прицепов и полуприцепов этого семейства от 50 до 80 т. Высота грузовой платформы до 1300 мм. Применяемые шины – 14.00R20. За счет применения шин увеличенного диаметра и повышенной несущей способности обеспечивается высокая проходимость автопоезда по плохим дорогам или бездорожью и большая грузоподъемность при минимальном количестве осей. Четвертое семейство – это низкорамные прицепы и полуприцепы-тяжеловозы. Низкорамными их называют потому, что высота грузовой платформы меньше, чем диаметр шины. Она колеблется в пределах 580–800 мм. Грузоподъемность – от 25 до 60 т. Пятое семейство – прицепы и полуприцепы модульной конструкции. Достигнутая на сегодняшний день грузоподъемность транспортного средства, собранного из прицепов-модулей, составляет 1200 т. И это не предел. Транспортное средство может быть составлено из 2-, 3-, 4-, 6-основных модулей в различной комбинации. Шестое семейство – это прицепы и полуприцепы-тяжеловозы для транспортных технологий морских торговых портов: ролл-трейлеры и скелетал-трейлеры. Особенности конструкций этого семейства: низкая высота грузовой платформы (800–900 мм), максимальная простота (отсутствие тормозных систем, сигнального электрооборудования, упругих элементов в подвеске), минимальное количество колесных осей при высоких показателях грузоподъемности. Предназначены для перевозки большегрузных контейнеров на территории морских торговых портов, металла, леса и других ген. грузов.
Вторая товарная группа, занимающая значительную нишу в производственной номенклатуре завода, – это полуприцепы-контейнеровозы, предназначенные для перевозки большегрузных контейнеров (длиной 20, 40, 45 футов) по дорогам общей сети. Конструкция ходовой части может быть двух или трехосной и соответствовать требованиям стандартов по безопасности и дорожным условиям России, а также Западной Европы. Подвески в зависимости от требований потребителя могут быть рессорными для российских условий эксплуатации или пневматическими для международных перевозок по западноевропейским дорогам. Грузоподъемность этих полуприцепов – от 20 до 36,5 т. Высота перевозимых контейнеров может достигать 2900 мм.
Третья товарная группа – это шасси прицепов и полуприцепов, предназначенные для монтажа на них самого разнообразного оборудования: емкостей, мобильных зданий (вагончиков), буровых установок, оборудования для ремонта нефтяных скважин, для измельчения и прессования металлолома… Конструкция, параметры удовлетворяют любым потребностям в создании различных передвижных установок.
Четвертая товарная группа – прицепная техника военного назначения.
Новинки завода 2012–13 гг.: семейство полуприцепов-тяжеловозов ЧМЗАП 9906.4-081, коммунальные прицепы ЧМЗАП 8358, полуприцеп-металловозов ЧМЗАП 99065-033-ХП41 с распашными воротами и увеличенной кубатурой кузова «Медведь», раздвижной полуприцеп ЧМЗАП 99903-045 КТ и др.
Всего на предприятии работали и работают более 60 инженеров, окончивших Автотракторный факультет. А. И. Чайка – техн. директор завода, В. В. Антонов – гл. конструктор, А. Д. Беккер – зам. гл. конструктора по серийной технике, Г. М. Кокорин – зам. гл. конструктора по испытаниям. Конструкторские сектора: Р. М. Анастасов – магистральные полуприцепы и шасси, С. В. Индиберов – прицепы-модули, С. С. Нифонтов – прицепы малой грузоподъемности, И. В. Румянцев – прицепы-тяжеловозы. ОГК более чем на 60 % укомплектован выпускниками АТ-факультета.
Прицеп 99065-020-К
Прицеп 99065-020-К