Уральское КБ
транспортного машиностроения –
УКБТМ г. Нижний Тагил
В октябре 1941 в Нижний Тагил стали прибывать из Харькова чертежи и техдокументация на танк Т-34. Через месяц создан Уральский танковый завод на базе эвакуированных заводов и Уралвагонзавода. В его составе создан отдел 520. Отдел возглавил А. А. Морозов. В феврале 1944 изготовили первый образец среднего танка – Т-44. Танковое КБ наградили орденом Ленина. После перевода А. А. Морозова в Харьков КБ возглавил Л. Н. Карцев. В 1950–1960-е гг. разработано семейство боевых машин, ставших на долгое время основой бронетанкового парка не только Советской Армии, но и многих стран мира. Начало положили танки Т-54 и Т-55, усовершенствованная машина с применением противорадиационного подбоя получила наименование Т-55А. Отлажено лицензионное производство в Чехословакии и Польше. По некоторым данным, выпущено более 70 тыс. танков, в т.ч. в Советском Союзе – 50 тыс. С 1960-х гг. начался серийный выпуск Т-62 и продолжался около 10 лет. На базе его шасси в 1968 принимается на вооружение первый в мире ракетный танк ИТ-1, вооруженный ПТУР. В 1961–1967 разработаны, изготовлены и испытаны опытные образцы танков с газотурбинным двигателем – «объект 167Т» и «объект 166ТМ». В 1971 КБ (отдел 520) и опытное производство КБ (цех 540) слились в Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения – (УКБТМ). В 1970 разработан танк Т-72 с двигателем мощностью 780 л.с. Различные модификации Т-72 стоят на вооружении армий более 30 стран мира. В 1980 УКБТМ разработал инженерные машины на базе Т-72, в т.ч., бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1, мостоукладчик МТУ-72, шасси для инженерных машин разграждения ИМР-2. В 1988 гл. конструктором УКБТМ стал В. И. Поткин. В 1992 на вооружение принят танк Т-90. Танк отличается более совершенным по сравнению с Т-72Б комплексом управления огнем, двигатель – 1000 л.с. За счет внедрения комплекса «Рефлекс» возросла огневая мощь, увеличилась дальность стрельбы. Впервые в мировой практике танкостроения внедрен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1, который позволяет значительно повысить уровень защищенности танка от широкого спектра средств поражения. В 1999 директором – гл. конструктором ФГУП «УКБТМ» назначен В. Б. Домнин. Разрабатывается модификация танка для Российской армии Т-90А, экспортная модификация танка Т-90С. Рук. работ в КБ по созданию танков Т-72Б, Т-90, Т-90К, Т-90С был выпускник АТ-факультета, зам. гл. конструктора Н. А. Молодняков, который возглавлял бригады специалистов при проведении испытаний танков Т-72С и Т-90С в Индии в 1993–1999. В 2000 Индии поставили партию танков Т-90С и передали лицензионную документацию. Одновременно с танками УКБТМ разрабатывались и ставились на серийное производство инженерные и спец. машины на базе танковых шасси с двигателями производства ЧТЗ: бронированная машина разминирования БМР-3М; инженерная машина разграждения ИМР-3 и ИМР-3М и др. (рук. работ – выпускник АТ-факультета, зам. гл. конструктора Ю. В. Тэн). Развернута широкомасштабная работа по модернизации ранее изготовленных танков типа Т-72. При разработке дорожно-строительной техники освоены малогабаритные погрузчики ПУМ-500, в 2006 передана документация для производства ряда погрузчиков с различным навесным оборудованием: ПУМ-600, ПУМ-1000, ПУМ-1250. Созданы экскаваторы: гусеничный ЭО-5126, колесные ЭО-33211 и ЭО-33211А. В последнее время разработаны: мини-экскаватор ЭО-1121, экскаватор ЭО-41211; погрузчики ПмК-6, ПмК-12.5, ПмГ-6; многоцелевая боевая машина поддержки танков БМПТ; бронированная ремонтно-эвакуационная машин БРЭМ-1М и др. В УКБТМ работали и работают более 100 выпускников кафедры «Колесные и гусеничные машины». Среди них зам. гл. конструктора Н. А. Молодняков, Ю. В. Тэн, зам. директора В. Н. Черепанов, нач. отделов Ю. С. Вихорев, В. И. Колмогорцев, А. П. Копоров, Р. В. Малахов, В. А. Папулов, А. В. Тарантин, нач. секторов Е. М. Ажимов, А. И. Марченков, О. М. Стафеев, В. И. Харлов и др.
Танк Т-72С
Танк Т-72С