Волгоградский моторный завод
Завод построен в 1963 для производства дизелей на сельскохозяйственные тракторы. Первый двигатель Д-54 выпускался до 1985. Моторное производство на Волгоградском заводе (ВгМЗ) стало развиваться в 1970-е гг. Двигатель создавался на ЧТЗ в бюро перспективных двигателей под рук. зам. гл. конструктора Д. В. Гаева (работавшего ранее в СКБ-75 ЧТЗ под рук. И. Я. Трашутина). Двигатель разрабатывался для нового трактора Т-330, проектируемого ЧТЗ для строящегося Чебоксарского тракторного завода. Была разработана базовая модель принципиально нового двигателя 8ЧВН-15/16 с воздушным охлаждением (8-цилиндровый, 4-тактный, V-образный, с турбонаддувом). Опытные образцы были созданы в 1975. В создании двигателя принимали участие: Ю. И. Маргулис, Д. А. Яремчук, В. И. Чечев, В. Н. Козлов, М. Ф. Рыжков, Ф. В. Бережко, А. М. Димитренко, А. И. Дергунов, А. В. Давыдов, Г. П. Мицын, Л. Г. Мартемьянов, М. В. Спиркин, В. Л. Роднянский, М. Э. Зайдель, Г. Г. Меньшенин, А. И. Беляев, Р. Г. Каюкова, Л. Н. Криворучко, В. И. Ефимов, К. И. Налетов, В. Л. Сафронов, Н. Н, Сагдеева, И. И. Закомолдин, Б. Л. Арав, Т. Н. Смирнова, Н. С. Мароцкий и др. Серийный выпуск начался в 1980 после передачи дизеля на Волгоградский завод. Сюда была направлена группа конструкторов с ЧТЗ во главе с Г. Г. Меньшениным. Они стали основой для организации опытно-экспериментальной базы, разработки различных модификаций для буровых и генераторных установок (В-500ДЭ), насосных и компрессорных станций (В-500Б/НК) и др. В 1980–2003 под рук. гл. конструктора, выпускника АТ-факультета Г. Г. Меньшенина разработаны дизели для работы в условиях Севера, вечной мерзлоты и в пустынях, дизель-электрические установки для нефтяников Сибири, компрессорные установки для повышения давления нефтяных пластов. К началу 2000-х гг. на ВгМЗ выпущено более 23 тыс. «воздушных» дизелей.